Статья "15 аргументов ЗА дистанционное обучение"

/ доступные ссылки выделены жирным шрифтом /

Понимание целесообразности внедрения дистанционного обучения (ДО) в образовательно-производственные процессы начинает сейчас понимать (осознавать) всё большее число людей. Однако, сформулировать чётко и структурно – что же именно даёт ДО, до сих пор представляется для многих весьма нетривиальной задачей. Частенько я вижу печатные многостраничные тексты (некоторые "зашкаливают” за пару сотен листов), где приводятся конкретные примеры успешного внедрения ДО в РФ / Мире и пространное описание светлых перспектив для конкретной структуры в том же направлении. Но составители таких документов допускают ошибку - на первом этапе нужен всего лишь небольшой, применимый к конкретной ситуации, ёмкий по сути и популярности восприятия текст. Если он вызвал интерес, тогда уже можно переходить и к многочисленным подробностям.

Обратите внимание, что "начать с одного-двух сотрудников, минимальной зарплаты и бесплатной системы, а там уже смотреть" - это не про серьёзное дистанционное обучение, особенно, если вы планируете извлекать из него прямую материальную выгоду. Наоборот - с этим можно даже не оказаться "в нулях" или с минимальным минусом, а крепко нарваться. Поэтому здесь надо сразу вкладывать много и разумно, чтобы оправдано ожидать "на первых порах" хотя бы минимальной отдачи. И никак иначе!

В рамках одного из проектов ДО, я нашёл время, чтобы взяться и составить небольшую тематическую таблицу из 15 аргументов с комментариями. Как показала практика использования документа, он оказался весьма эффективным средством для большинства тематических случаев. Возможно, нечто аналогичное требуется сейчас и вам. Тогда лучше всего сделать это в виде таблицы. Подойдёт лист формата А4 и будет просто замечательно, если вы сможете уместить всё это на одной его стороне. У меня, как видите, не вышло, но исключительно из-за пространных пояснений, выделенных курсивом.


Аргументы Факты
1

Дистанционное обучение в / указать интересующую  сферу деятельности / – многолетняя практика, принятая за рубежом и в РФ / если это соответствует действительности /

Приведите конкретные примеры о распространённости подобного подхода (если их нет – значит, инновационности). Отметьте, что ДО уже давно является не чем-то передовым, а обычной практикой даже для организаций средних масштабов и его отсутствие, в том числе, может негативно повлиять на имидж организации.

Дайте, по возможности, конкретные и объективные статистические данные результативности ДО в вашей сфере деятельности (на нескольких примерах).

2

Эффективность

Материалы ДО ориентированы, в том числе, на максимально эффективное восприятие слушателями (с учётом психофизиологических особенностей) предлагаемой к освоению информации. Это, в совокупности с остальными приведёнными аргументами в пользу ДО, позволяет говорить об эффективности ДО не только сравнимой с очной формой, но, в ряде случаев, значительно её превосходящей и единственно возможной.

3

Экономическая оправданность

Как показывает практика, очное повышение квалификации, в среднем, увеличивает затратную часть в 2 и более раза (проезд, проживание, питание, сопутствующие расходы). Это справедливо, даже если говорить об очном повышении квалификации в городе Москве жителей ближайшего Подмосковья.

В среднем, курс рассчитан на 3 месяца, то есть примерно 150 поездок туда-обратно. Если брать самый экономичный вариант – электричку и метро, то и в этом случае затраты на дорогу составят примерно 4.500 руб., но к ним нужно приплюсовать ещё и, как минимум, обеды (от 6.000).

Таким образом, уже при средней стоимости курса повышения квалификации – 10.000 рублей, иные затраты увеличат эту цифру более, чем в 2 раза даже для жителей ближайшего Подмосковья, не говоря уже о регионах.

4

Практическая оправданность

ДО особенно актуально для / указать сферу /. Аргументировать – почему именно так. Пример из моих тематических проектов в РОССПОРТе: спортсмены отдают много времени тренировкам и поездкам на соревнования (сборы), что делает практически неактуальной (невозможной) для них очную форму повышения квалификации.

5

Временная и пространственная оправданность

ДО позволяет эффективно учиться в произвольном месте и в удобное время.

6

Масштабность и масштабируемость

ДО способно охватить неограниченное количество слушателей одновременно, что невозможно при очном обучении.

7

Интерактивность

Система дистанционного обучения максимально эмулирует в виртуальной среде традиционный образовательный процесс со всеми его элементами.

8

Индивидуализация

Несмотря на то, что преподаватель в системе ДО ведёт группу, как правило, из нескольких человек, непосредственный диалог с ними (по электронной почте, видеоконференциям, обмену сообщениями, графической доске) проистекает фактически индивидуально. Это, в большинстве случаев, невозможно при очной форме повышения квалификации (тем более, если речь идёт об известном и заслуженном человеке в / указать сферу /).

9

Возможность эффективного сочетания с традиционными формами обучения

ДО является абсолютно самодостаточным и при этом без труда интегрируется в традиционные образовательные процессы, делая их более эффективными. Таким образом, в зависимости от потребностей конкретной структуры или индивидуальных запросов человека, ДО позволяет решить весь спектр образовательных задач.

10

Вариативная наполняемость

Система дистанционного обучения может включать в себя как написанные непосредственно под неё электронные курсы, так и любые другие, выполненные на основе принятых стандартов (например, SCORM).

11

Модульность

В отличие от большинства очных образовательных процессов, в зависимости от конкретных потребностей организации или человека, можно набирать необходимые модули из программ и обучаться исключительно в актуальном русле.

12

Гибкость

Курсы в среде ДО могут постоянно актуализироваться / обновляться / дополняться, в том числе, в ходе образовательного процесса. Таким образом, слушатели могут быть уверены в том, что они овладевают самой актуальной и передовой тематической информацией. Очные образовательные процессы не позволяют так гибко подходить к изменению содержания учебных программ.

13

Практичность

ДО предъявляет минимальные требования как к технической оснащённости (компьютер и доступ в Интернет), так и уровню информационной культуры слушателей.

14

Современность

Использование ДО – это современный и стремительно развивающийся этап сферы образования (качественный скачок) за которым будущее. Чем интенсивнее / стремительнее развивается социум, тем всё более актуальным и востребованным становится дистанционное обучение.

15

Сопряжённость

Параллельно с эффективным образовательным процессом в дистанционной среде, слушатели решают и ряд других задач: повышают уровень своей информационной культуры и открывают новые возможности общения / совершенствования совсем на другом (глобальном – посредством Интернета) уровне.


Как видите – ничего сложного. Если в вашей организации принято сопровождать совещания электронными презентациями, то можно замечательно реализовать в таком формате и эту идею (слайд – аргумент), однако, всё же лучше сначала дать возможность заинтересованным лицам ознакомиться с этим материалом в распечатанном виде, а уже потом мудрить, при необходимости, с чем-то большим.

Если раскрытие некоторых аргументов вызывает у вас затруднение, здесь могут помочь данные с сайтов (официальные рекламные материалы) производителей систем ДО, а, возможно, покажется целесообразной и совместная встреча их представителей с вами и руководителем. И в этом случае, поверьте, такая таблица точно не будет лишней.

Аргументируйте необходимость дистанционного обучения грамотно, и оно у вас будет!

Гольцов Кирилл

июль 2007, 2008

 

Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 21004090648

главная страница | навигатор | работы и проекты | актуальные события | эффективное сотрудничество | обновления
обо мне | фотографии | видеоматериалы | авторские снимки | увлечения | интересные факты | контактная информация