Статья "Некоторые психологические и другие аспекты адаптации вчерашнего школьника к среде нового уровня очного образования"

/ доступные ссылки выделены жирным шрифтом /

Как бы мы не относились к школе, это огромный отрезок нашей жизни, который очень быстро становится абсолютно привычным и естественным укладом. Для одних те годы проистекали в планомерном посещении уроков, чередуемых с общественными делами (преимущественно в период СССР), секциями и «зубрёжкой» домашних заданий, для других – в регулярных прогулах, бесконечных хулиганских блужданиях по улицам и постоянных «двойках», для кого-то это выливалось в какие-то другие формы самовыражения. Но всё рано или поздно заканчивается – канет в Лету суета ЕГЭ и для вчерашних школьников начинается новый волнительный жизненный этап. Кто-то решит сначала поработать, а потом, возможно, продолжить образование (в том числе, из-за того, что не смог сразу поступить в желаемое учебное заведение, забеременела или ещё на каких-то весомых основаниях), другие успешно сдадут экзамены в колледж (кстати, как показывает практика, несмотря на предсказуемое желание таких молодых людей получить потом и высшее образование, частенько этого не происходит – причин множество, но нам, разумеется, актуальнее всего понимать здесь только простой статистико-констатирующий вывод) или в ВУЗ, а отдельные молодые люди вообще ничего не захотят больше делать, даже ожидать призыва в Вооружённые силы РФ. Применительно к теме настоящей статьи, я хочу чуть подробнее остановиться на самой массовой и, так сказать, «классической» категории вчерашних школьников – поступивших в колледж или ВУЗ, в контексте апробированных подходов и мыслей по поводу их наиболее безболезненной адаптации к новым условиям. Да и вообще задаться вопросом - настолько ли это действительно сложная и глобальная проблема, как норовят нам её представить некоторые учёные мужи и родители, а вслед за ними (обеспокоенно вторя) и дети? При этом я буду говорить здесь исключительно об очном образовании, так как другие формы (даже столь любимая мной дистанционная), помимо своих специфических особенностей, по вполне понятным причинам, вызывают заведомо несоизмеримо меньшие проблемы с адаптацией вчерашних школьников. Текст настоящей статьи, разумеется, не претендует на догматичностьГольцов Кирилл Вячеславович www.golcov.ru и универсальность, однако, пожалуй, по сути будет справедлив для большинства актуальных случаев.

На фотографии справа я запечатлён в январе 2008 года вместе со своей первой учительницей (она и сейчас ударно трудится на «ниве» начальной школы). Снимок сделала моя бывшая одноклассница (к сожалению, её уже несколько лет нет в живых), когда мы собрались на юбилей школы через почти 14 лет после её окончания. Полагаю, это будет наилучшей иллюстрацией к настоящей статье, тем более, на мой взгляд, в том числе, Ольга Викторовна, оказала очень большое и, несомненно, благотворное влияние на то, кем я сейчас стал (даже несмотря на то, что присутствовала в жизни нашего класса довольно эпизодически, в том числе, по причине беременности). Спасибо ей за это огромное!

Прежде всего, давайте разберёмся – а чем именно для вчерашнего школьника будет отличаться обучение на новом уровне очного образования. Самое глобальное, что бросается здесь в глаза – изменится временной график, место образовательной деятельности (впрочем, для тех, кто частенько менял разные школы это не будет особенным новшеством), окружение – как относительно педагогов, так и детей (даже, если несколько человек из класса продолжат обучение вместе) и из понимания «секций» в широком толковании этого понятия, останутся хобби или занятие чем-то действительно очень серьёзным для человека, в том числе, в формате совмещения, если говорить, например, о спорте и тематическом ВУЗе. Согласитесь, в связи со сказанным, кажется, что жизнь действительно «круто меняется»!

Однако, всё ли так на самом деле глобально? Разумеется, нет, если перейти от общих рассуждений к частностям. По большей части, тут уместно говорить о вполне понятных страхах людей, когда грядёт что-то новое и уж, конечно, неизменно «подливающих масла в огонь» учёных мужей и многих родителях, которые «талдычат» своим чадам о том, что после школы обязательно начнётся их действительно серьёзная, взрослая и «вообще совсем другая» жизнь. Совокупность этого, пожалуй, преимущественно и приводит к актуальности именно того, что вынесено в тему настоящей статьи, которую, в связи с этим, пожалуй, в первую очередь, уместно адресовать именно таким «заботливым» родителям, вчерашним школьникам, куда-то поступившим или находящимся в процессе, а то и учащимся старших классов (подавляющее же большинство учёных мужей, понятное дело, не проймёшь уже ничем - так и будут продолжать «лить воду» и фанатично «сгущать краски» для пущих эффектов).

Итак, временные рамки – да, они стали другими. Но такая ли это невидаль, тем более, для удивительно адаптивного большинства молодёжи (особенно, когда они, наконец-то, отрываются от мобильного устройства, вынимают наушники и, немного придя в себя, на какое-то время полноценно окунаются в реальность)? Разумеется, нет. И разве не замечательно поменять, наконец-то, место образовательной деятельности на что-то новенькое, а не «набившее оскомину» за 11 лет, при всех самых добрых чувствах к родной школе? Конечно. Тем более, что ничего кардинально нового не намечается и не будет. Ну, слово «уроки» поменяется на «лекции» и «занятия», «класс» - на «аудиторию» (в том числе, как и в школе, придётся бегать по разным этажам учебного заведения), «учитель» - на «профессора», а «учебно-производственный комплекс» - на захватывающие опыты и практику в реальном секторе производства, экономики, юриспруденции или чего-то там ещё. И что? Сильно напряжёт формат занятий в смысле необходимости писа’ть конспекты, а не только корпеть над учебниками и рабочими тетрадями? Вряд ли. Тем более, что некоторые преподаватели ведут таким образом занятия и в школе. Например, у меня именно в таком ключе проходили предметные области – история, физика и астрономия. Что-то ещё? Не будет рядом классного руководителя? Тем свободнее можно вздохнуть, параллельно успешно делегировав все организационные и иные моменты старосте группы, по полной аналогии с точно такой же общественной должностью в школе. Студента-очника «гонят» работать или заниматься ещё чем-то принципиально новым и «взрослым»? Опять же – нет, и здесь всё проистекает совершенно привычно. В следующем абзаце я отдельно остановлюсь на человеческом факторе, а всё то, что я изложил выше, произвольно вами дополняемое – полагаю, вовсе никакая не проблема, а совсем напротив – на мой взгляд, максимально мягкий, местами даже весьма условный, переход от одной ступени образования к другой. Просто с этим, впрочем, как и со всем в этой жизни, нужно спокойно и детально разобраться, помня замечательную поговорку о том, что «у страха глаза велики», что, в рассматриваемой теме, именно так и есть!

Пожалуй, основные проблемы и беспокойства могут возникнуть здесь только применительно к тому, что теперь молодого человека будет окружать совершенно новый коллектив, в который надо ещё попытаться как-то достойно влиться, что особенно непросто будет для ребят, потративших в школе много усилий, чтобы «поставить себя» перед окружающими именно так, как им хочется. Да, это действительно бывает иногда непросто, но, в любом случае – гораздо менее сложная задача, чем совершить то же самое в школьной среде, уж поверьте (повзрослевшие детки, как правило, гораздо адекватнее и сдержаннее). Если же говорить о молодых людях с ограниченными возможностями здоровья, то, атмосфера колледжа и ВУЗа, на мой взгляд, гораздо больше способствуют инклюзивности во всех смыслах его проявления, чем среднее образование. Кроме того, чаще всего, новый уровень образования – возможность заявить о себе, раскрыться совершенно по-новому и получить гораздо более желательный статус, часто отличный от предыдущего, в другой среде. А ещё здесь частенько молодые люди поступают в учебное заведение с закадычными друзьями, что значительно облегчает все адаптационные моменты. Тут будет уместно упомянуть и о незнакомых педагогах, с которыми ещё только предстоит выстроить адекватные отношения. Но и в этом не должно быть никакой проблемы, тем более, что большинство из них, в отличие от тех же учителей, относятся даже ко вчерашним школьникам, как к вполне взрослым и серьёзным людям (к чему, кстати, студенты, несмотря на желательность и приятность такого формата, по большей части, морально не готовы). И подобный подход имеет место не просто на словах, но и в реальных образовательных процессах, в том числе, с гораздо большей степенью доверия и минимумом контроля, если сравнивать с той же школой. А разве ни о чём-то подобном многие из нас и мечтали в детстве? Точно так же, как, наконец-то, перестать изучать в школе всякую «ерунду», а поскорее перейти к действительно взрослым и серьёзным делам, практически неограниченные возможности к чему и даёт современный колледж или ВУЗ.

Вполне возможно, что конкретный молодой человек стремился поступить в другое учебное заведение, а вовсе не туда, куда в итоге попал. Да, это может отложить свой серьёзный отпечаток, как на восприятие нового статуса, так и отношение к учёбе вообще. Но так ли всё плохо? Разумеется, нет. В любом случае, идёт прогрессивный процесс получение образования, приобретается разноплановый опыт и возникает актуальная для молодых людей отсрочка от армии. К тому же, кто знает – вполне возможно, нынешняя область жизнедеятельности вскоре может показаться не просто весьма неплохой альтернативой изначальным намерениям, а и даже чем-то намного более важным и лучшим. В общем, если спокойно разобраться, то поводов для негативного мировосприятия и здесь оказывается весьма немного. Наоборот – есть все тенденции исключительно продолжать радоваться жизни (что в таком возрасте делать очень даже просто и естественно)!

Пору' студенчества, сразу или с небольшим интервалом после окончания школы, абсолютно обоснованно можно назвать «золотой серединой» между юностью и взрослостью, когда эти элементы очень удачно сочетаются и минимально обременяют. А для некоторых это становится ещё и «мостиком» в семейную жизнь или, как минимум, уже очень приближенной к реальности «тренировкой» и попытками построить по-настоящему серьёзные отношения. В самом деле – именно на этом уровне образования буквально всё располагает к такому развитию событий (настоятельно советую обратить внимание на данный важнейший момент, так как дальше, скорее всего, в этом плане всё будет несколько сложнее), что я могу уверенно сказать по поводу моих многочисленных знакомых и на собственном опыте. Ведь как раз во время обучения в столичном государственном техническом ВУЗе, я познакомился и начал жить со своей будущей женой Викой. Кстати, в нашей группе могла образоваться ещё одна замечательная пара из моего тогдашнего близкого знакомого и девушки Маши (изначально весьма тяготевшей ко мне, но не встретившей взаимности), однако, однажды всё неожиданно трагически закончилось ввиду глупой случайной смерти Димы. Иногда вспоминая о тех уже далёких временах и упомянутом одногруппнике, я думаю, что он прожил хоть и очень короткую, но яркую жизнь, где, в отличие от многих других людей, в том числе, он любил и был счастлив. Наверное, это весьма слабое, но хоть какое-то утешение, равно, как и актуальный повод для всех нас стараться жить максимально полноценно, чтобы каждый день был не только наполнен множеством ярких, потрясающих, желанных и позитивных событий, но и непременно прогрессивно вёл к осуществлению большой и прекрасной мечты.

О чём ещё здесь будет уместно сказать? Новый уровень очного образования, как правило, позволяет глубже окунуться именно в ту область, которая показалась молодому человеку интересной для карьеры, ещё раз всё объективно взвесить и оценить. То есть, не сразу после школы начать трудиться, например, в цеху, а перейти к этому статусу очень мягко и постепенно. Однако, это и возможность передумать, но, в любом случае, получить среднее специальное или высшее образование. Кроме того, новый уровень очного образования, при заинтересованности, прямо-таки предполагает весьма перспективные и ценные знакомства, как относительно одногруппников и преподавателей, так и потенциальных работодателей. В том числе, уровень конкурсов и олимпиад, в случае успеха, в отличие от школы, принесёт не просто чувство глубокого удовлетворения от факта победы (плюс почётная грамота) или возможность поступить без экзаменов в желаемый колледж / ВУЗ, а приведёт к той или иной форме материального поощрения или очень внушительному предложению по трудоустройству.

Таким образом, проблематика психологических аспектов адаптации вчерашнего школьника к среде нового уровня очного образования, по большому счёту, происходит ни в коем случае не из-за действительно непростого положения дел, а всего лишь является следствием вполне понятых нюансов восприятия и отсутствия адекватной / доброжелательной информированности (для душевного спокойствия в любом возрасте лучше вообще стараться держаться подальше от разного рода выпусков новостей, которые, чаще всего, как минимум, способны весьма угнетать при минимальном содержании действительно полезной информации) молодых людей по рассмотренным в настоящей статье вопросам. А это, как мне кажется, прямая обязанность школьных психологов - спокойно, ясно, позитивно и профессионально донести до учащихся истинное положение дел, в котором нет и не может быть абсолютно ничего страшного или способного всерьёз вывести из состояния душевного равновесия. Ну и, конечно же, родителей, которые прямо-таки обязаны доброжелательно и объективно, в том числе, с учётом собственного опыта, уделить этому моменту время и внимание. Со своей стороны, хочу надеяться, что популярно изложенная в настоящей статье информация поможет всем заинтересованным лицам чуть глубже разобраться в этом актуальном вопросе (или, как минимум, не мешать этого делать другим), а вчерашним школьникам – максимально эффективно и комфортно продолжить обучение в среде нового уровня очного образования.

 

Гольцов Кирилл

август - сентябрь 2016

 

Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 216080302041

 

главная страница | навигатор | работы и проекты | актуальные события | эффективное сотрудничество | обновления
обо мне | фотографии | видеоматериалы | авторские снимки | увлечения | интересные факты | контактная информация