Статья "Бумажные и электронные книги"

/ доступные ссылки выделены жирным шрифтом /

Частенько между моими замечательными знакомыми возникают дискуссии, иногда приобретающие довольно острые формы словесного выражения, на тему преимуществ и минусов бумажных и электронных книг (воистину "камень преткновения"!). Поро'й дело даже доходит до непримиримых позиций глобального исключения из мировой практики того или другого формата. При этом, чаще всего, почему-то никто не желает смотреть на ситуацию объективно и компромиссно, а настаивает либо на том, либо на другом, в том числе, только в какой-то конкретной области. Столкнувшись на днях с очередным весьма бурным спором по этому поводу в одном из столичных литературных клубов, я подумал о том, что это будет актуальной и небезынтересной темой для написания очередной статьи.

Гольцов Кирилл Вячеславович www.golcov.ru Севастополь весна поле на берегу Чёрного моряНаверное, всё то, о чём я хочу поговорить ниже, лучше всего для меня выражает фотография слева, сделанная мной одной замечательной и очень памятной весной в поле у берега Чёрного моря в Севастополе. Ведь это был один из тех редких случаев, когда со мной одновременно находилась и бумажная и электронная книга, вместе со множеством сопряжённых планов, размышлений и перспектив. И, глядя сейчас на этот снимок, пожалуй, во мне борются и, в то же время, мирно уживаются понимания того, что полноценно эмоционально погрузиться в те воспоминания возможно, пожалуй, только снова оказавшись там же и в это время го'да, но именно на рассматриваемой фотографии запечатлён тот самый момент, когда всё это происходило, и вот его-то уже точно никаким образом не вернуть. И, пожалуй, именно к этому сводится всё, что вы прочитаете дальше.

Сразу скажу, что читаю книги, как в бумажном виде, так и на компьютере в соотношении примерно 75 / 25%. В моём случае, это уже много лет обусловлено преимущественно сыновьями, которые очень любят, когда я читаю им вслух на ночь (и не только) что-нибудь из наличествующего в домашней библиотеке. Соответственно, в нашем далеко не исключительном случае, необходимости думать о целесообразности приобретения книг в бумажном виде или обращаться к ресурсам сети Интернет, практически не возникает. Кроме того, большинство именно этих книг я неоднократно читал в детстве, и они ассоциируются у меня, в том числе, в физическом плане со многими яркими моментами из прошлого. Ведь  этот предмет я держал в руках, перелистывал страницы, брал куда-то с собой, когда мне было 8 или 12 лет. Разве могут заменить эти глубокие личные переживания даже самые качественные фотографии именно того самого экземпляра книги? Конечно, нет. А мой второй опубликованный роман "Остановка последнего вагона" целиком ассоциируется / связан для автора с неподражаемым Ионическим морем, прекрасным островом Сицилия, её величественным вулканом Этна и множеством сопутствующих разнолетних событий (в том числе, с презентацией произведения в Италии). Или, например, переплёт одного из замечательных произведений Альфреда Шклярского "Томек у истоков Амазонки", который однажды погрызла моя собака Норд (один из героев моей книги "Камень"), когда я случайно оставил книжку на кресле, пока отвечал в коридоре на телефонный звонок школьного приятеля. Как много во всём этом есть (даже традиционная возможность вручить или получить в подарок самому именно бумажную книгу, но никак не электронную), что, впрочем, я прекрасно понимаю, частенько трудноуловимо для восприятия современной молодёжью. Хотя, здесь вполне уместно и доходчиво можно провести аналогию с любой дорого'й для сердца вещью. Например, замечательно полюбоваться на фотографии или даже видео любимой девушки, но это никак не сравнится с тем, когда она находится даже не в ваших объятиях, а хотя бы просто рядышком!

Вообще с классической книгой, помимо отмеченных выше личных моментов (кстати, мне всегда нравилось разбирать надписи / рисунки, сделанные здесь кем-то знакомым очень много лет назад - например, моим папой, который занимался этим в детстве на страницах замечательной книги Тигане Айно и Кууса Элара "Наш Отт", которая очень нравится и моим сыновьям), у большинства людей ассоциируется нечто действительно серьёзное (не даром, практически все современные авторы, так же, как и в прежние времена, стремятся быть именно напечатанными / увековеченными на бумаге), ставшее участником / ровесником значительных исторических событий, побывавшее в руках у неких известных личностей и / или имеющее на своих страницах собственноручный автограф автора произведения. А многие собирают книги, особенно редкие и уникальные, понимая, что их стоимость с года'ми будет только расти, а это, помимо всего прочего, весьма удачное и перспективное вложение денег. Кроме того, в современном Мире так много всего электронного и интерактивного, что любого человека, не успевшего впасть в навязчивую зависимость от виртуального пространства, вполне предсказуемо, тянет к чему-то материальному, классическому (даже, если коснуться здесь темы сравнения восприятия электронной или бумажной поздравительной открытки), простому и, если хотите, вечному. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда речь заходит о литературе, то, разумеется, это ассоциируется именно с традиционной бумажной книгой.

При всём положительном, что я уже написа'л, разумеется, у бумажной книги есть и свои нюансы. Например, за неё надо платить деньги (иногда очень значительные), аккуратно относиться / заботиться (в том числе, есть высокий риск испортить или потерять), но она всё равно старится, напечатана некомфортным шрифтом (например, слишком мелким или витиевато-замысловатым для восприятия), и далеко не всегда книгу удобно брать с собой, исходя из размеров, веса и других моментов. Кроме того, некоторые современные издательства настолько экономят на качестве бумаги, краске, печатают тираж в специфическом неудобном (пусть местами и весьма оригинальном) формате, увлекаются исключительно компьютерными рисунками (в том числе, внося в них самые минимальные / необходимые изменения на разных страницах особенно детских книжек) и невнимательно относятся к набору текстов, что отдельные издания не вызывают ничего, кроме желания поскорее от них избавиться.

Это, как раз, и является весьма весомыми причинами того, почему люди начинают использовать широко распространённую альтернативу - электронные книги, которые лишены многих из перечисленных недостатков. Более того, они могут быть проиллюстрированы не только картинками, но и видео (что особенно актуально для тех же электронных учебников), плюс к чему, в ряде случаев, очень удобно интегрированы с ресурсами глобальной сети гиперссылками, позволяющими гораздо глубже погрузиться в заинтересовавший термин / название, чем привычная короткая сноска внизу страницы бумажной книги. А ещё, по мнению многих людей, весомейшим аргументом является здесь то, что практически любой текст даже самой новой книги можно без проблем отыскать в сети Интернет совершенно бесплатно. Причём, речь здесь идёт, как о "пиратских" происках (например, уже буквально через несколько дней после выхода в свет бумажного экземпляра моей книги "Животное", её текст, заведомо без разрешения издательства "Эксмо", был доступен в Интернете), так и о вполне легитимных ресурсах, предоставляющих, на разных основаниях, подобные возможности. Если смотреть исключительно с позиции цены и быстроты доступности (ведь бумажный экземпляр надо, в ряде случаев, ещё и поискать), то это, если не нарушает ни чьих прав, на мой взгляд, действительно правильно и является несомненным плюсом электронных книг.

Но самую большую популярность именно электронным книгам принесла, разумеется, возможность везде и комфортно иметь её с собой (что особенно актуально в современном стремительном ритме жизнедеятельности социума) в рамках уже наличествующих устройств - смартфона и / или "планшета". Это позволяет параллельно решать другие задачи и, что немаловажно, регулировать уровень яркости экрана, размер / тип шрифта и прочие параметры текста (вплоть до исправлений), актуально подстраивая их под собственные индивидуальные нужды и окружающую обстановку. А если что-то случится с файлом - нет никаких проблем, чтобы сразу же загрузить новый (это бумажную книгу надо склеивать / сшивать, сушить или ещё каким-либо замысловатым образом ликвидировать последствия разного рода происшествий)! Однако, здесь вскоре было правильно подмечено, что даже для электронной книги нужна всё-таки специфическая "обложка" (в том числе, по размерам и диагонали экрана), удобно реализующая все актуальные функции, по большому счёту, в той или иной степени дублирующие привычное обращение с бумажной версией. И эта тема приобрела значительную популярность, как современным электронным устройством, так и возможностью иметь на нём в запасе с собой фактически неограниченное количество текстов - целую мировую библиотеку, если захотите. При этом, особенно ст'оит отметить, бесспорную актуальность именно полноценной электронной книги с широким спектром индивидуальных настроек для людей с ограниченными возможностями / спецификой зрения, точно также, как бумажный формат с традиционным шрифтом Брайля для слепых.

На мой взгляд, каждая сторона, отстаивающая тот или другой формат книги, неизменно берёт за аргументы, так сказать, идеальные условия, навязчиво обобщая и упорно не переходя на частности (иногда даже открыто не желая говорить на подобные "низменные" темы). А как раз это - конкретные ситуации, скорее всего, и есть то, о чём необходимо рассуждать / сравнивать / анализировать - ведь именно из них и состоит наша жизнь. Например, наличие бумажной книги в дороге обеспечивает возможность её читать, в то время, как смартфон или электронная книга могут быть в этот момент времени неработоспособны - разрядился аккумулятор или произошло "зависание" девайса. В то же время, при низкой освещённости - не очень-то бумажную книгу и почитаешь, а тот же смартфон снабжён подсветкой. Однако, бумажную книгу можно уронить (жизнь изобилует подобными ситуациями, особенно в пути) и много раз, даже бросить - и, по большому счёту, с ней ничего критичного не случится. А попробуйте проделать такой трюк с электронным устройством! В этой связи, в том числе, я неизменно обращаю сочувствующее внимание на девушек, которые нагибаясь, щурясь и меняя углы своего солидного смартфона (разве можно с другим появиться на людях?!), пытаются что-то там разглядеть в мелкой сетке трещин разбитого стекла. Ситуации бывают всякие, мы разные, текущие задачи / настроения / предпочтения тоже - полагаю, разумно и целесообразно исходить в оценке того или другого (равно, как и прочих моментов) именно из этих фактов, в том числе, на конкретных собственных примерах.

Есть ещё такое понятие, как аудиокниги (я даже однажды немного послушал такую вариацию моего самого первого опубликованного романа "Дом на цилиндрах", на которую случайно наткнулся в сети Интернет пару лет назад), где, как правило, некий человек сольно читает вслух. У моих знакомых это, чаще всего, пользуется популярностью в среде автолюбителей, что, как мне представляется, вполне может негативно повлиять на владение дорожной ситуацией и, как прямое следствие, на безопасность дорожного движения. Честно говоря, я, в этом ракурсе, всегда был любителем сказочных постановок на практически "канувших в Лету" виниловых пластинках (в детстве особенное предпочтение отдавал советскому музыкальному спектаклю Вениамина Смехова "Али-Баба и сорок разбойников", где звучали голоса Олега Табакова, Сергея Юрского, Армена Джигарханяна и прочих ныне легендарных в своей области личностей), а вот в контексте просто чтения, пусть и выразительного, всё-таки с удовольствием остановлю свой выбор на самостоятельном знакомстве с произведением. Ведь мне, как и любому человеку, важны' собственные акценты и ритм восприятия, а не эмоции и мироощущения кого-то постороннего, пусть даже обладающего идеальной дикцией и читающего с самым наилучшим / подходящим выражением и громкостью. Впрочем, некоторые люди очень любят, когда им кто-то читает вслух (хотя, опять же, давайте отметим весьма значительную разницу живого голоса конкретного человека, находящегося рядом с вами и, пусть самую качественную, и даже мастерски разыгранную по ролям, но запись), и здесь, как говорится, на вкус и цвет - товарища нет.

Поделюсь с вами своими собственными ощущениями в рассматриваемой теме - возможно, они в чём-то совпадут с вашими. Бумажная книга - это чарующий шелест страниц, потрескивание и располагающие ощущения в руке хорошего переплёта, особый запах и, разумеется, возможность перенестись, словно на машине времени Герберта Уэллса в замечательные или кажущиеся теперь исключительно таковыми, моменты из прошлого. Наконец, это просто законченный материальный предмет. А электронный текст - это всего лишь он и не более того. И ни в коем случае нельзя отрицать того факта, что на восприятие нами содержания книги, как плода творчества, влияет множество самых разных факторов, значительной части которых лишена именно электронная книга. Не так давно я размышлял о чём-то подобном, правда, применительно несколько к другой теме, когда в январе этого года впервые побывал на станциях московского метро "Выставочная" и "Международная" - всё не было повода туда выбраться, а тут как раз заехал встретиться с коллегами, обитающими в одной из тамошних башен. Так вот - на мой взгляд, это как раз отличный пример того, как сделать нечто, призванное исключительно решить конкретную задачу (сесть / выйти / перейти) и не более того (в отличие от той же неизменно любимой мною "Маяковской" и ряда других старых станций столичной подземки, которые превращают банальное действо в целое величественное и красочное мероприятие). Точно также, как можно одну и ту же еду быстренько запихивать руками в рот на ходу в коридоре или цивилизованно кушать поблёскивающими приборами, усевшись в столовой за красочно сервированный стол. Чувствуете разницу? Уверен, что вы прекрасно понимаете - о чём именно я говорю. Ведь то же самое можно сказать и об электронной книге, позволяющей лишь донести до сведения читателей текст произведения, а то, как это правильно подать в нужном ракурсе / атмосфере и бережно развивать - как раз замечательный пример классической книги. И я здесь всё-таки именно за совокупность, несомненно, идущую на пользу всего дела.

Подводя итог сказанному, наверное, сто'ит объективно признать, что ставить "ребром" вопрос о том, какой формат лучше в общем - не корректно и беспредметно. Как бумажный, так и электронный форматы книг были, есть и будут, так как каждый из них решает определённые задачи и представляется наиболее удачным под конкретную ситуацию. Наверное, это вполне справедливо и, так получается, что рассматриваемая область, к счастью, одна из тех, где современные информационно-коммуникационные решения, во многом пересекаясь (иногда даже весьма удобно и разумно использовать оба варианта одновременно / параллельно), продолжают эффективно и конструктивно идти бок о бок с традиционными подходами. Полагаю, это замечательно.

Пусть формат интересных книг, которые вы читаете, будет неизменно удачным к месту и ко времени!

 

 

Гольцов Кирилл

февраль 2017

 

Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 217020301494

 

главная страница | навигатор | работы и проекты | актуальные события | эффективное сотрудничество | обновления
обо мне | фотографии | видеоматериалы | авторские снимки | увлечения | интересные факты | контактная информация