Статья "Говоря уместно и вовремя" / доступные ссылки выделены жирным шрифтом / Встретившись на днях в Центре весенней Москвы с моей старинной замечательной знакомой, я снова имел возможность убедиться - насколько почему-то мало внимания люди уделяют такому важному моменту, как донесению до близких людей той или иной информации. А потом сами же удивляются - почему же всё получилось не так, как надо? Собственно, о чём-то подобном я давно хотел написа'ть, и текст ниже - то, что из этого сейчас получилось. На фотографии справа вы видите оригинальную глиняную кружку, которую для меня недавно придумала, слепила, раскрасила и дважды обожгла супруга. Сейчас я с удовольствием пью из неё кофе (полость слева очень удобна для захвата большим пальцем руки или несколькими другими, в зависимости от того, с какой стороны есть желание взяться), помешивая неизменной серебряной ложечкой (в это сейчас сложно поверить, но ей больше 43 лет - её мне подарила бабушка ещё "на первый зубик"), в том числе, печатая эти строки. Глядя же на эту кружку у меня почему-то изначально возникли мысли, весьма тесно переплетающиеся с темой настоящей статьи, поэтому такая иллюстрация, конечно, показалась мне здесь самой уместной. Самое главное, что необходимо не забывать - оценка той или иной информации целиком зависит от нашего восприятия. В связи с чем, обязательно настройте сами себя (хотя я неизменно оптимистично надеюсь, что рассматриваемое состояние является вашим буквально "стилем жизни") на конструктивный, позитивный и осторожный (частенько некие факты, даже кажущиеся совершенно очевидными / неоспоримыми, вовсе таковыми не являются - припомните-ка такое из своего опыта) анализ. Более того, хорошо зная близких людей, примените аналогичный подход и к ним - в том числе, чтобы правильно всё сформулировать, спланировать и обдумать. В связи с чем, разумеется, вам прямо-таки необходимо выделить на это и то, о чём пойдёт речь дальше, время (иногда довольно значительное) - поверьте, это не просто того сто'ит, но, в ряде случаев, является прямо-таки необходимостью! Если у вас вдруг оказалось много хороших и / или плохих новостей, то это вовсе не повод сразу вываливать всю эту "кучу" на тех людей, которые могут быть в них заинтересованы. Как известно, даже "много хорошо - тоже плохо", не говоря уже об обилии чего-то негативного. Поэтому, имеет смысл внимательно рассортировать имеющуюся информацию - прежде всего, на ту, которая требует срочного донесения и не подходит под такую категорию (её всегда окажется больше). Разобравшись с этим, вы определитесь - чем следует поделиться в самое ближайшее время, а что явно подождёт (особенно это касается дурных известий - есть определённые шансы / надежды, что они трансформируются или окажутся несколько иными, чем воспринялись сейчас). Кстати, чаще всего, в ваших силах "окрасить" в позитивный контекст разного рода нейтральные и даже не имеющие вообще никакого значения факты. Обязательно учитывайте возможность того, что некие новости человек вдруг может узнать не от вас, а другими путями (люди, случайно став свидетелем чего-то, Интернет). Прикиньте - насколько это будет соответствовать вашим интересам, каким образом могут донести такую информацию третьи лица, и как будет воспринята подача "со стороны" близким вам человеком. Если такой вариант покажется неприемлемым, лучше всего его сразу же исключить и постараться поделиться этим в самое ближайшее время. Однако, иногда именно подобное развитие событий может оказаться вам выгодным - в таком случае, возможно, сто'ит даже как-то спровоцировать самим ситуацию, чтобы близкий человек, в случае весомой необходимости, оказался в курсе каких-то дел именно таким образом (в этом случае, заранее подумайте над правдоподобным и хорошим "оправданием" собственного молчания по этому поводу). Как показывает практика, чаще всего, начинать лучше с хорошей новости - это максимально расположит восприятие человека к дальнейшему адекватному принятию плохого. Здесь воздержитесь, пожалуйста, от этих "заезженных" фраз-преддверий "с какой новости лучше начинать..." и, тем более не уместно сразу озвучивать, сколько их у вас есть. Лучше смотреть дальше по развитию ситуации - тем более, что иногда та информация, которая кажется нам заведомо негативной, будет для другого человека чем-то совсем иным и наоборот (чужая-то душа' - всё равно "потёмки"). И только уяснив - как и что было воспринято человеком, надо продолжать: возможно, "под шумок", сто'ит даже и ещё одно плохое известие "впарить" (заодно уж) или совсем наоборот - гораздо уместнее достать "из загашника" ещё несколько хороших новостей, чтобы постараться разумно уравновесить ситуацию. Тут необходимо подходить строго индивидуально и ситуативно, однако, иметь "про запас" несколько замечательных известий, точно никогда не будет лишним (уж поверьте!). А, если их никак пока не находится, в ряде случаев, не будет ничего страшного, если вы их даже просто выдумаете (например, обнадёжив чем-то интересным, что, на самом деле, не имеет под собой вообще никакой реальной основы), да ещё и будете подавать в максимально приятной / желанной форме. Непременно обратите внимание на максимально уместный формат донесения до близкого человека информации - исходя из его особенностей (в том числе, восприятия), эффективности и, наконец, комфортности для вас самого. Где-то для такого подойдёт только личная встреча, в другом же случае гораздо удачнее окажется видео-чат, обычный телефонный звонок или сообщение / письмо (а иногда и совокупность каких-то возможностей, которой не следует пренебрегать). И, разумеется, что бы там ни было, вводите в курс дела максимально душевно, понимающе и тактично. А что делать, если некая информация пришла неожиданно, прямо во время встречи с близким человеком (например, вам позвонили / прислали сообщение) или "озарила" внезапная идея / понимание? В ряде случаев, уместно дать самому себе время также, как и с любыми другими новостями, разобраться в этой информации, а потом уже донести её или нет до заинтересованного лица. Если это только возможно, ни в коем случае не спешите (а о звонившем / писавшем и его цели вполне можно и соврать или вообще не делать на таком акцентов) - скорее всего, это окажется вполне уместным и вы потом скажете самому себе "спасибо" за отсутствие излишней поспешности. Грустно и непонятно, когда некоторые люди готовы буквально часами напролёт болтать на самые никчемные и абстрактные темы, а вот, если возникает, наконец, хотя бы одна более-менее важная / внятная - напрочь о ней забывать (именно так вот просто - не имея даже никакого коварного умысла). Здесь можно провести невольную аналогию с тем, что вероятность загруженного делами человека что-то упустить / забыть, как неизменно показывает практика, намного меньше, чем совершенно ничем не занятого. Например, близкий человек вдруг куда-то пропадает, а оказывается, что он просто взял, да и уехал в отпуск, забыв об этом предупредить. Постарайтесь иметь в виду то, что многие моменты необходимо сообщать окружающим заранее, а не по факту их завершения или проистекания - даже просто тем людям, с которыми у вас есть совместные планы / проекты или постоянный сложившийся контакт. Наконец, доносите до близких людей информацию, сообразуясь не только с её важностью / срочностью, но и с конкретной ситуацией и местом, в которой вы оказались с этим человеком (при необходимости, их тоже можно попытаться нужным образом "подстроить"), его самочувствием, душевным состоянием, происходящими в жизни событиями (не забывая и о известных вам "отголосках" из прошлого) и прочими актуальными нюансами. Ведь иногда вполне можно "добить" и каким-то негативным пустячком (которому в обычной жизни и вообще не придал бы никакого значения), а, в другой ситуации, и очень плохие новости будут восприняты максимально безболезненно. Кроме того, обязательно доносите нужную информацию максимально ясно и однозначно (бдительно убедившись, что именно так она и была понята), чтобы не оказалось так, что человек истолковал её несколько ошибочно или даже совсем не так. Говорите уместно и вовремя, чтобы неизменно было всё хорошо у вас и близких людей!
Гольцов Кирилл Москва и область апрель - май 2021 Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 221050100431 |