Статья "Некоторые психологические и другие аспекты туалетных комнат учебных заведений в РФ"

/ доступные ссылки выделены жирным шрифтом /

Как любят у нас многие говорить исключительно о «высоких материях», стараясь не отвлекаться на темы, кажущиеся им не особенно популярными, а местами – и не совсем приличными для такого же "солидного общества"! Однако, подобные темы есть и, в ряде случаев, именно они являются весьма важными для нормальных образовательных, психологических, социальных и иных моментов жизнедеятельности учебного заведения. И одна из них – туалетные комнаты в широком смысле, а не в контексте достаточно хорошо освещённой, но узкой темы «доступной среды». Да, именно они, как это может быть не покажется кому-то странным, неизменно востребованы и актуальны. Каким же образом необходимо организовать эти помещения так, чтобы они не просто в полном объёме решали поставленные перед ними задачи, но и создавали максимально положительный психологический фон для учащихся и не только?Гольцов Кирилл Вячеславович www.golcov.ru Давайте разберёмся с этим в настоящей статье, которая, в том числе, может показаться вам примечательной ввиду сравнительной новизны подхода к рассматриваемой теме. Всё сказанное ниже будет справедливым, в первую очередь, для школ, колледжей и вузов РФ, но, несомненно, во многом окажется актуальным и для детских садов, равно, как и применительно к общественным туалетным комнатам в других учреждениях.

На фотографии слева я запечатлён лет 10 назад именно в таком месте (хотя, наверное, сразу так и не скажешь) Городского ресурсного центра Департамента образования г. Москвы, занимаясь вопросами "доступной среды", в том числе, связанной с особенностями концепции / комплектации туалетных комнат для нужд людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваемая иллюстрация, по ряду причин, показалась мне весьма уместной под настоящую статью. Пожалуй, не особенно-то я и изменился с тех пор даже внешне...

Прежде всего, необходимо сделать максимально визуально доступной и простой для восприятия информацию о том – где именно находятся туалетные комнаты в вашем образовательном учреждении (понятное дело, они должны обязательно быть на каждом этаже, желательно в тех же самых местах) и для каких категорий посетителей они предназначены (речь идёт, разумеется, об обеспечении равных возможностей и здесь для людей с ограниченными возможностями здоровья). Некоторым, поверьте, кажется не совсем приличным об этом спрашивать у посторонних, да и такая абсолютно естественная тема, на мой взгляд, не должна вызывать абсолютно никаких затруднений, в том числе, и у людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом, на дверях соответствующих помещений, не занимаясь никому не интересными (иногда только вводящими в заблуждение) изысками, дайте чётко и однозначно понять (желательно, текстом на русском языке и графически), что это именно туалет, его половую принадлежность и, при наличии, функционал для людей с ограниченными возможностями здоровья. Обратите внимание, что делать универсальную туалетную комнату категорически не рекомендуется без каких-то ну очень весомых причин! Если же речь идёт о служебном помещении, то здесь как раз вполне можно ограничиться просто номером на двери, чтобы лишний раз не путать тех, для кого это не предназначено.

Обратите внимание, что рядом с туалетными комнатами не надо создавать никакой, так сказать, посторонней социальной активности (даже самой замечательной) – ставить лавочки, подразумевающие посиделки, размещать интересные информационные стенды и всё такое прочее. В идеале – это должно быть сравнительно тихое и уединённое место чуть вдали от основной бурлящей жизни учебного заведения. Если подобное, по каким-либо причинам, невозможно, то имеет смысл хотя бы постараться минимизировать «движуху» рядом с туалетными комнатами, чтобы посетители могли пройти в них безо всякого лишнего смущения, и эмоционально комфортно пребывать внутри именно столько, сколько нужно под их конкретные, сформировавшиеся на настоящий момент времени, физиологические потребности.

Дверь в туалетную комнату должна открываться просто, если потянуть её на себя (ручку желательно иметь в виде какой-нибудь «пимпочки» без лишних отверстий и замысловатостей), чтобы человек, которому нужно посетить это место срочно, когда все мысли сосредоточены совсем на другом, не впал в состояние очень неприятной дезориентации. При этом, дверь не должна и болтаться, приоткрываясь (тут может замечательно помочь установка умеренного «доводчика») – всё-таки, здесь речь идёт о том, что не особенно предназначено для посторонних глаз, а наоборот – вызывает вполне естественное желание уединиться или, во всяком случае, почувствовать актуальные элементы чего-то подобного. Если же речь идёт о служебном помещении, то его будет вполне уместным закрывать на ключ (в том числе, в момент пребывания внутри), к которому имеет доступ строго ограниченный круг лиц. Обратите внимание, что дверной проём должен быть достаточен для того, чтобы там комфортно прошла стандартная коляска человека с ограниченными возможностями! А не то мне приходилось несколько раз сталкиваться с ситуациями, когда в помещении присутствует очень удобная и всесторонне оборудованная кабинка для этой категории граждан (в том числе, с пространством для парковки транспортного средства), но попасть в туалетную комнату на коляске – невозможно. И это не смешно, а весьма смахивает на издевательство.

Как театр «начинается с вешалки», так любая туалетная комната начинается сначала с запаха, а потом идёт всё остальное. А каким он должен быть? Как минимум, нейтральным, а в идеале – конечно, приятным. Поэтому имеет смысл сосредоточить внимание на таких обонятельных средствах, которые позволяли бы поддерживать помещение в актуальном состоянии, как после визита уборщицы, так и в промежутках. И это вовсе не так сложно, как кажется! Собственно, те же приличные зарубежные отели давным-давно решили эти проблемы, и нам остаётся лишь перенять этот актуальный опыт, преломив в контексте возможностей и потребностей учебного заведения. В любом случае, неприятные запахи необходимо минимизировать (а то ещё до учебных помещений коварно доберутся), и уж ни в коем случае не создавать их самим – например, острый запах хлора, иногда настолько концентрированный, что от него режет глаза, а один мой пожилой коллега однажды минут 15 приходил в себя после того, как нанюхался этих паров в туалетной комнате одного, вроде бы, весьма солидного учебного заведения. Только и здесь необходимо помнить о мерах безопасности – поставив рядом с ёршиком (пусть им, как показывает практика, вряд ли кто воспользуется, но зато многие ребята узнают, что здесь для чего-то нужен и такой «замысловатый аксессуар») освежитель воздуха, понятное дело, высок риск того, что баллон будет использован вовсе не по назначению. Следовательно, от такого решения необходимо отказаться в пользу не менее эффективных, но более разумных.

Очевидно, что не надо делать, как целиком закрытые, так и чрезвычайно массивные кабинки (и не слишком просторные, чтобы меньше располагали к разным глупостям, в том числе, парным) – они могут вызывать беспокойство и клаустрофобию пользователей. Кроме того, из такой кабинки, в ряде случаев, может быть очень непросто выбраться – в первую очередь для людей с ограниченными возможностями здоровья, что будет особенно опасным в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом, оставлять унитазы без разделения (кстати, как и писсуары, не говоря уже о необходимости отгороженности от умывальника), равно, как и без дверей – будет заведомой ошибкой. Многие молодые люди испытывают здесь вполне понятные комплексы, особенно, когда процесс требует продолжительного времени пребывания в туалетной комнате. Пожалуй, самым оптимальным решением будет тут в меру лёгкая конструкция с небольшим зазором между полом и стенками, и значительным – между высотой стенок и потолком. А ещё почему-то многие здесь упускают, что не мешало бы иметь внутри каждой кабинки по 1-2 крючка (удачнее всего разместить их на двери или на стенке рядом с ней, чтобы рулон туалетной бумаги находился, разумеется, напротив) – банально повесить нечто, неудобное к держанию в руках или одежду с длинными полами.

Двери кабинок (их, кстати, вполне можно покрасить в замечательные радостные цвета и даже пронумеровать – в том числе, для удобства обслуживания) обязательно должны закрываться так, чтобы внешние индикаторы однозначно показывали третьим лицам то, что место занято. В противном случае, неожиданное желание кого-то распахнуть дверь, вполне может вызвать серьёзный испуг (к тому же некоторые люди перед этим уже успевают расстегнуть ширинку и не только) или другие негативные последствия у молодого человека. Равно, как и минимизировать излишний негатив у того, кто рвётся справить естественные надобности и неожиданно сталкивается с закрытой дверью. При этом, вместо разного рода щеколд или каких-то замысловатых запоров, лучше всего отдать предпочтение простым и эффективным решениям. Конечно, застрять в туалетной кабинке не так страшно для многих, как в том же лифте, но, в ряде случаев, тоже очень неприятно.

Некоторых посетителей туалетных комнат частенько будоражат прямо-таки весьма изощрённые фантазии или даже имеют место элементы психических отклонений. Поэтому ни в коем случае не создавайте каких-то предпосылок к тому, чтобы человек лишний раз каким-либо образом убедился в действительном наличии здесь эдакого «туалетного монстра». Например, приобретайте такие унитазы, чтобы у присевшего молодого человека в какой-то момент не случился «удар» от того, что его снизу потрогало нечто мерзкое и зловещее, пусть речь идёт лишь о банальных брызгах (что и само себе, при самом реалистичном взгляде на ситуацию, скажем прямо, не совсем приятно). Хотя, если чуть отклониться от темы, одно из самых страшных мест, которое я видел в своей жизни (а я, поверьте, повидал очень многое) – это женский туалет первого (старшего) отряда в пионерском лагере, который я однажды посетил в составе комиссии СЭС. И там на самом дело было, от чего испугаться!

Цветовая гамма туалетной комнаты должна быть позитивной (а вот ту же акустику, которая может показаться приятной далеко не всем, даже когда исходит от самого посетителя, удачнее всего как-то минимизировать) – так сказать, располагающей сделать всё хорошо и от души порадоваться такому результату. Здесь значительную роль неизменно играет освещение (особенно актуальное для нахождения в кабинке и при последующем мытье рук, стоя у зеркала), поэтому замечательно, если есть возможность поставить большие окна с одной стороны, и создать хорошее освещение – с другой. Причём, под последним, несмотря на очень актуальные в последнее время энергосберегающие тенденции, я подразумеваю всё-таки классические лампочки в абажурах (желательно разместить их так, чтобы затруднить непосредственный контакт с посетителями в случае неуместного интереса молодых людей к этим аксессуарам). Их свет мягкий, приятный и успокаивающе-желтоватый, тогда, как энергосберегающие решения, особенно в сочетании с кафелем, создают частенько весьма зловещую атмосферу, пронизанную «мёртвым» светом. А ведь в туалетной комнате буквально всё должно способствовать именно эффективному и позитивному проистеканию важных естественных процессов! Не так ли? В том числе, в связи с этим, лучше всего не закрашивать часть стёкол на окнах краской, а радеть за душевное спокойствие молодых людей, параллельно не будя лишний интерес в гражданах извне, страдающих разного рода извращениями, с помощью занавесочек, жалюзи, «мутных» стёкол или чего-то подобного. И последнее здесь – лучше всего оборудовать туалетную комнату элементами системы «умный дом», что, в контексте того же освещения, подразумевает автоматическое включение / выключение света при заходе / выходе посетителя.

Чтобы исключить возможности несчастных случаев, так как свободно открывающееся и закрывающееся окно на первом этаже вполне может подвигнуть кого-то выйти / войти в помещение, минуя дверь, а более высокое расположение туалетной комнаты – поставить перед буквально непреодолимым соблазном попытаться совершит акт суицида или каких-нибудь хулиганских действий. Помню, когда я учился в младшей школе, мы любили делать из тетрадных листов «капитошки», наполнять водой и бросать вниз во внутренний двор, где, как правило, стояли относительно скрытно курящие старшеклассники (почему-то преимущественно девочки). Помню, смешно и весело было, особенно, когда с улицы раздавался неистовый вопль облитой школьницы! Однако, чтобы не довести до беды, уместнее всего делать на окнах такие запоры, которые без труда может отомкнуть уборщица или другой представитель администрации учебного заведения (например, по принципу треугольных «железнодорожных» замко’в), но никак не сами ребята.

Следует обратить внимание, чтобы пол помещения не скользил (или делал это минимально, даже непосредственно сразу после мытья) – иначе недалеко до травм, которые могут оказаться весьма серьёзными. Равно, как и постарайтесь исключить здесь разного рода ступеньки, скаты и иные неровности (в том числе, заведомо лишними тут будут коврики), о которые можно неудачно споткнуться. Это также способно создать совершенно ненужные трудности и опасности для людей с ограниченными возможностями здоровья при использовании той же коляски. Также уместно заранее позаботиться о том, чтобы в случае падения или других неаккуратных действий в рамках туалетной комнаты, посетитель, даже при желании, имел самые минимальные возможности пораниться, тем более - серьёзно. По возможности, сделайте пол таким, чтобы он максимально лояльно относился к любым типам подошв и степени их сухости – в том числе, не вызывая очень неприятных (вплоть до «передёргиваний»), нервирующих и резких отвлекающих звуков.

Постарайтесь, чтобы умывальники располагались у двери, а уже потом шли туалетные кабинки и писсуары (их, кстати, лучше делать сначала, чтобы лишний раз не тревожить тех, кто решил побыть в рассматриваемом помещении чуть подольше) – так удобнее и гораздо выше вероятность того, что посетители всё-таки ополоснут перед выходом руки. А для этого явно недостаточно одного умывальника (с комфортным доступном ко вполне уместному дозатору с жидким мылом) – их должно быть хотя бы два на пару кабинок и столько же писсуаров, разумеется, с соответствующим запасом свободного пространства вокруг, чтобы не создавать излишней нервозной толчеи. Заботливо развешенные тут же полотенца будут совершенно лишним аксессуаром (разве что, если речь не идёт о детском саде) – понятное дело, что у кого-то вряд ли возникнет желание вытереть им руки, а вот использовать как-то иначе – вполне возможно.

В туалетной комнате не надо размещать слишком много информационных поверхностей, иначе это будет заведомо сбивать посетителей (особенно не в меру любопытных) с толку. Но иметь предупреждающие о действительно необходимых вещах – например, запрете на курение (здесь, кстати, во избежание ошибочных толкований, ни в коем случае не нужно сужать формулировку и не делать упор на то, что запрещено курение именно / только табака, как почему-то многие делают) в помещении – прямо-таки необходимо. Не следует вешать универсальных объявлений, особенно интимного характера. Например, в туалете у мальчиков будет совершенно излишней информация о том, что им запрещено бросать в унитаз использованные гигиенические прокладки или реклама, призывающая их пользоваться ими же, но строго определённой марки. Ведь не следует, в том числе, забывать о том, что и в современном Мире остаются ещё достаточно романтичные натуры с возвышенным отношением к девушкам! То же самое можно сказать и о рекламной продукции, когда речь идёт о тех же презервативах или предостережения об абортах, особенно в туалетных комнатах, которые могут посещаться маленькими детьми.

Размещение разного рода предметов, похожих на видеокамеры, даже вне кабинок (в том числе, и информационных сообщений об этом) является в туалетной комнате совершенно неприемлемым. Кто из посетителей захочет быть участником подобного «реалити-шоу», даже, если справляет естественные потребности, равно, как и находится в этом помещении догматично следуя всем возможным правилам и даже эстетически прекрасно? То же самое можно сказать и о каких-то дополнениях, которые, поро’й, кажутся весьма оригинальными, но предсказуемо беспокоят и отвлекают посетителей. Например, в нескольких местах я видел над писсуарами такие странные глазки' с наклейками, которые вполне можно было трактовать, как возможности взаимного подглядывания между мужскими и женскими туалетными комнатами. Думаю, вряд ли это было реализовано на самом деле (предсказуемо, не проверял), но многих этот момент вполне может смутить или заставлять пытаться заглянуть, неестественно выгибаясь над писсуаром, что, понятное дело, способно привести к травмам или, как минимум, к горьким разочарованиям.

Если вы не хотите, чтобы посетители задерживались в туалете, думая – чем бы ещё эдаким, помимо прямого назначения помещения, себя занять – не создавайте к этому предпосылок. Например, поставленные здесь же стулья или стол – весьма замечательное место, чтобы организовать импровизированные посиделки. Точно так же – если нет желания убирать скомканную бумагу, то установите рядом с рукомойником воздушную сушку для рук или, при традиционном (и, как мне кажется, самом наилучшем) салфеточном решении (только удачнее всего будет не сенсорное, а классическое решение) – позаботьтесь о наличии здесь же урны, а лучше – даже двух (кстати, в каждой кабинке и рядом с писсуарами тоже будет не лишним иметь по такому нужному аксессуару).

Всё наличествующее в туалетной комнате оборудование прямо-таки обязано корректно работать – в первую очередь, чтобы сами посетители могли минимизировать для других ребят неприятные моменты, которые могут оставить после посещения помещения. Но как это сделать, если даже соответствующий (как правило, смешной или угрожающий) призыв расклеен по стенам, но, например, не спускает бачок или его «пимпочка» настолько неприятно выглядит и чем-то вымазана, что до неё не придёт в голову дотронуться даже через бумажку?! Из этого возникает постоянная необходимость не просто заглядывать сюда уборщице для выполнения возложенных на неё обязанностей, но и параллельно уделять внимание другим актуальным аспектам. Допустим, то же зеркало – необходимо его наличие (и не только в женской туалетной комнате, как почему-то полагают некоторые руководители учебных заведений), оптимальный для обозрения размер, отсутствие опасных сколов и очень затруднительная возможность как—то его снять или совершить акт вандализма, во избежание травматизма, да и в разные стародавние приметы верят даже многие нынешние молодые люди. Кстати, по этой же причине, лучше всего не ставить на унитазы крышки – адекватные люди, если хотят присесть, всё равно подкладывают салфетки, а вот встать на скользкие края ногами им точно вряд ли придёт в голову. При этом универсальное решение (без унитаза) мне здесь никогда не нравилось, и, независимо от уровня внимания к нему, неизменно, скажем так, не располагало к себе, как в плане внешнего вида, так и удобства использования.

Пожалуй, самое большое разочарование посетители туалетных комнат испытывают, когда, вроде бы, есть необходимый аксессуар и он находится в рабочем состоянии, но отсутствует, так сказать, расходный материал. Не допускайте этого – не надо никакого нервировать! Если в кабинке есть место для мотка туалетной бумаги (а таковое быть просто обязано), значит на нём должна быть и сама бумага или ёмкость для салфеток, которая обязана оказаться заполненной именно ими. На этом фоне также совершенно не уместно обманывать посетителя – если он открывает вентиль (очень советую применять именно это сантехническое решение) с холодной водой, то именно она и должна потечь, равно, как потянувшись к лотку с салфетками – там нужно обнаружить только их, а не альтернативный вариант в виде рулона туалетной бумаги или вообще каких-то остро пахнущих типографской краской, мазливых и неудобных газетных нарезок (помнится, таковые были очень популярны во времена моего детства – в основном почему-то из газет «Правда» и "Труд").

Поменьше инноваций в таком деле! Музыка при входе в кабинку (пусть даже классическая), сенсорные краны и другие «навороты», чаще всего, в туалетной комнате учебного заведения будут совершенно лишними, а только отвлекающими факторами, помимо прочего, способствующими беспредметному нахождению в помещении. Но вот та же маркерная доска (кстати, как и автоматический спуск воды в писсуарах при отходе от него человека), куда посетители вполне могут захотеть написать / изобразить что-нибудь приличное и не очень – окажется очень даже к месту. Зачем разрисовывать стены, когда можно выразиться, так сказать, вполне легитимно, удобно и наглядно?

Если вы всё-таки решили внедрить в туалетную комнату нечто этакое, пусть и вызванное действительно острой необходимостью, отнеситесь к этой теме с максимальным вниманием и практической логикой. Например, в одном уважаемом учебном заведении, борясь с бросанием окурков в писсуары, которые от этого засорялись, поставили выгнутые полукругом вовне решётки с дырочками. В теории это выглядело действительно умным шагом – окурок не бросишь и не просунешь, а воспользоваться писсуаром по прямому назначению можно. На практике же оказалось следующее – брызги, даже при самом аккуратном подходе, настолько разлетаются в разные стороны, что ни для каких целей применить писсуар уже нельзя. Думайте, апробируйте, а потом уже внедряйте!

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел отметить в контексте туалетных комнат учебных заведений. Согласитесь – вроде бы, ничего нового я не написа’л, и всё это можно назвать даже абсолютно очевидными вещами (собственно, практически каждый житель нашей страны имеет такое же место у себя дома и является его пользователем с многолетним стажем)? Целиком и полностью согласен. Только тогда почему частенько практически ничего из отмеченного не реализуется на практике? Возможно, в том числе, из-за того, что никто не взял на себя труд оформить это во что-то, наподобие настоящей статьи, успешно реализуя потом с учётом, в том числе, индивидуальных особенностей и потребностей конкретного учебного заведения. Если в вашем случае дело было только за этим, то я нашёл время, чтобы написа’ть этот текст, явно не зря. Действуйте и сделайте ваше учебное заведение ещё лучше, удобнее, красивее и практичнее!

 

Гольцов Кирилл

июль 2016

 

Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 216072000457

 

 

главная страница | навигатор | работы и проекты | актуальные события | эффективное сотрудничество | обновления
обо мне | фотографии | видеоматериалы | авторские снимки | увлечения | интересные факты | контактная информация