Статья "Едем на общественном транспорте" / доступные ссылки выделены жирным шрифтом / Сколько различных мнений и описаний относительно поездок на общественном транспорте я не встречал - все они были почему-то исключительно отрицательные с очень редким оптимистично-юмористическим оттенком. Слушая на днях эмоциональный рассказ одной моей замечательной столичной знакомой на ту же самую тему и с уже привычным негативным восприятием, я, в который раз, задумался о том - насколько всё это не совпадает с моим ви'дением ситуации (впрочем, как и многое другое). Может быть, в рассматриваемой теме я и не совсем прав, но моё отношение к поездкам в общественном транспорте можно смело назвать неизменно позитивным, гармоничным и полезно-познавательным. Именно этими соображениями я ненавязчиво хочу поделиться с вами в настоящей статье - быть может, хоть чуть-чуть изменив для кого-то восприятие такого рода перемещение в пространстве в лучшую сторону, что, несомненно, скажется самым благотворным образом на всём остальном в каждом дне. Фотографии справа, сделанной на видеокамеру вскоре после открытия в Москве станции метро "Парк Победы" (куда я здесь и направляюсь), около 13 лет - это один из немногих случаев, когда я оказывался во время столичного "часа пик" один в вагоне. В момент, запечатлённый здесь, я работал в Департаменте образования города Москвы и ехал принимать экзамены по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности руководителей районных библиотек. Полагаю, этот снимок станет хорошей иллюстрацией к настоящей статье. Прежде всего, я хочу дать несколько общих рекомендаций (исходя из моего места жительства, примеры невольно будут касаться Москвы и области, что, впрочем, абсолютно масштабируемо и на другие места, возможно, с какими-то своими определёнными нюансами / особенностями, которые вы прекрасно знаете лучше меня или благоразумно постараетесь их выявить в самое ближайшее время). Если есть возможность выбора начала и окончания рабочего дня, то остановитесь на том временном интервале, который не будет совпадать с "часом пик" (разумеется, если в этом есть необходимость, сообразуясь с расписанием движения транспорта). Продумайте и отыщите разные маршруты следования между домом и работой (в том числе, имейте в виду возможность появления новой тематической информации), обязательно опробовав их все (чтобы быть объективнее в выводах - лучше всего, не по одному разу). Частенько так бывает, что чуть больший путь, окажется намного комфортнее того, где вы сэкономите 10-15, скорее всего, совершенно не принципиальных минут. Если есть разумная возможность проделать часть пути пешком (а не ехать, например, 2-3 небольших остановки на автобусе) - остановите свой выбор на таком варианте. Здесь также, независимо от пола, возраста и должности, вполне можно посоветовать преодолевать более значительные расстояния на том же складном и лёгком самокате, сообразуясь, конечно же, с временем года и погодными условиями. Не таскайте с собой, без особой необходимости (которой, чаще всего, нет), объёмистые сумки / рюкзаки - этим вы бессмысленно создадите множество неудобств себе и другим пассажирам (и держите любые вещи под рукой - вероятность того, что забытые ценные аксессуары вернутся к вам позже, предсказуемо невысока, хотя, конечно, в нашей жизни всё бывает). По возможности, ездите без собственных попутчиков - как показывает практика, именно они частенько вносят совершенно излишнюю суету в рассматриваемый процесс. Не идите против потока людей (особенно глядя в другую сторону, словно никого вокруг вас не существует вовсе), не перемещайтесь (даже очень плавно и спокойно) наискосок, не меняйте резко направление движения, а также неожиданно не замирайте на месте (если есть необходимость ответить на телефонный звонок, прочитать надписи / сориентироваться или просто подумать - сделайте это, благоразумно отойдя в сторонку и тактично никому не мешая). Поменьше дёргайтесь и беспредметно суетитесь - старайтесь преимущественно просто стоять или двигаться спокойно и размеренно. Внимательно следите, чтобы ваши расставленные локти и другие части тела занимали минимальную площадь и никому не мешали, в том числе, не сидите нога на ногу (кстати, в большинстве случаев, это даже выглядит не очень хорошо, не говоря уже о том, что нарушает кровообращение) - не забывайте, где находитесь. Не ешьте в пути ничего, что может испачкать вас и окружающих людей, резко / неприятно пахнет и / или отвратительно выглядит (ведь кого-то от этого вполне может и замутить с весьма неприятными последствиями для всех и, в первую очередь, для вас), равно, как и не сто'ит пить / везти жидкости, способные из-за ёмкости или по другим возможным причинам с лёгкостью пролиться, в том числе, ошпарив. По возможности, одевайте и имейте с собой малошуршащие вещи (не испытывайте без острой на то необходимости терпение других пассажиров - это может вылиться в весьма агрессивные формы). Перед поездкой в общественном транспорте, обязательно бдительно подстрахуйтесь в плане посещения туалета (если на Московском центральном кольце / МЦК / этот актуальный вопрос вполне можно комфортно и просто решить, то в автобусе, электричке или метро, несмотря на то, что сейчас в последнее также начали проникать эти долгожданные объекты, всё может оказаться намного сложнее). Если вы снимаете жильё и путь до работы отнимает слишком много времени / сил / средств - серьёзно задумайтесь о смене места жительства поближе. И ещё - обязательно помните, что, передвигаясь на общественном транспорте, вы экономите весьма внушительные деньги в сравнении с использованием под те же цели личного автомобиля. Для меня, как человека, профессионально занимающегося тайм-менеджментом, целесообразность использования именно общественного транспорта совершенно очевидна - это возможность точно рассчитать время в пути (то есть, никуда не опоздать - как показывает практика, сбои бывают чрезвычайно редко) и, что не менее важно, перспектива провести за день множество встреч, что практически невозможно (при прочих равных условиях), перемещаясь на том же собственном автомобиле по Москве. Ещё, как мне кажется, это важное ощущение свободы и отсутствие лишней привязки к чему-либо (их и так в нашей жизни более, чем достаточно) - я не трачу время (а заодно и деньги), чтобы найти место для стоянки автомобиля, могу выйти прогуляться с человеком в любую сторону (иногда бывает, что уместно съездить с ним на его транспорте куда-то без необходимости / целесообразности возвращения) и сообразовываться потом со своими дальнейшими планами / настроем, а не с тем, на чём я сюда приехал. Наконец, я волен пить (в том числе, алкоголь), а также есть то и так, как мне вздумается и / или соответствует ситуации. Думаете, не солидно ездить на общественном транспорте? Многие очень состоятельные люди, с которыми я знаком, поступают именно так и не видят здесь абсолютно ничего зазорного или неправильного. Например, один мой давний товарищ, забросив за спину тощий рюкзачок, перепрыгивая ступеньки, до сих пор таким образом погружается в недра Столицы, практически никогда не пользуясь великолепным личным спортивным "Поршем". В том числе, в связи с этим, стереотип в головах некоторых людей о том, что таким образом перемещаются люди среднего достатка и ниже - ошибочен и навеян, видимо, бесконечными сериалами, где все разъезжают исключительно в "навороченных" автомобилях, живут в шикарных особняках и ходят кушать по элитным ресторанам. А ведь иногда полезно спуститься с небес на землю (или, в случае с метро, под неё), и взглянуть на положение дел более трезво / объективно. Как красив московский метрополитен - особенно старые станции (мне больше всего почему-то нравится "Маяковская")! Каждый раз, минуя переходы и вестибюли, я любуюсь и восхищаюсь этим воистину "подземным дворцом". Уже это способно создать замечательное настроение и дать почувствовать себя причастным к неизменно прекрасному. А ещё всегда вокруг люди - красивые и не очень, интересные и нет, но постоянно новые и необычные, вовсе не навязчивые, а быстро меняющиеся. Они говорят на актуальные и "пустые" темы, пребывают с какими-то забавными / примечательными аксессуарами / одеждой, ведут себя адекватно и странно - именно в такой атмосфере, как нигде, остро чувствуется ритм жизнедеятельности современного социума. Да и просто вокруг живые люди (а не виртуальные или привычно удалённые), что так важно для большого города, где обычный человек традиционно пребывает, каким бы странным это не казалось, в одиночестве или в чрезвычайно ограниченном кругу себе подобных. Утренний общественный транспорт можно смело сравнить с чашкой хорошего крепкого кофе в смысле изумительного бодрящего эффекта, что очень важно для полноценного начала любого рабочего дня. А то приезжают иногда вялые коллеги на своих машинах или буквально засыпающие на ходу в наушниках люди, неэффективно использующие буквально безграничные возможности общественного транспорта, и бродят практически до обеда, "как сонные мухи" по офису. А вот окунувшись в утреннее путешествие (да, да - почему бы именно так это не назвать, тем более, если говорить не об одном часе в пути, да ещё и в рамках нескольких видов транспорта?) полноценно во всех смыслах - несомненно, вы окажетесь на месте полностью работоспособным и, скорее всего, в очень хорошем настроении (ведь по пути обязательно будет что-то интересное и забавное - это просто надо примечать). Некоторых моих знакомых беспокоит то, что они никак не доберутся до спортзала и ведут "сидячий образ жизни". В общественном транспорте и с этим нет никаких проблем - занимайтесь на здоровье, заодно и в рамках оплаты всё той же поездки. В том же метрополитене только и успевай увёртываться и выгибаться от непредсказуемых людей (особенно, когда они с изумительной стремительностью меняют направление движения, даже не удосужившись посмотреть - не создаст ли это каких-нибудь проблем, в первую очередь, разумеется, для них самих), держать равновесие / тренировать вестибулярный аппарат в вагоне (а частенько и у края платформы, где коварно выпирающий "барьер безопасности", конечно, удобен своей явственной ощутимостью подошвами, но о него также весьма просто споткнуться и оказаться, если не под колёсами мчащегося поезда, то сбив туда кого-то другого и / или лежащим на полу), миновать в разном темпе спуски / подъёмы / переходы, а пробежаться туда-сюда по длинному эскалатору - это вам не какая-нибудь лёгкая / комфортная "спортивная дорожка" в спортзале / офисе / дома, а намного более эффективная, серьёзная и практическая нагрузка. Не верите? Попробуйте, сравните и убедитесь, что я здесь прав. И безопасность в общественном транспорте неизменно на высоте (главное - быть, как, впрочем, и везде неизменно внимательными и самим опрометчиво не создавать предпосылок к чему-то другому, в том числе, находясь в том или ином неадекватном состоянии). Например, за почти 40 лет моих поездок в метро (и примерно такого же "стажа" на электричках, в совокупности 30 с лишним годами в самолётах) я ещё ни разу не попал в аварию. Всякий ли автолюбитель может сказать о себе то же самое (ведь разговор идёт не о каких-то там пустяках, а о человеческих жизнях)? И о террористических актах знаю только понаслышке. Более того, за всё указанное время у меня ничего не украли и не было ни одного неприятного инцидента какого-либо другого рода. Полагаю, в том числе, на этих веских основаниях, я вполне могу быть объективным и дать хорошие практические советы в рассматриваемой теме. Все общественные места не гигиеничны, а транспорт здесь - в особенности? Что же - это всего лишь повод уделить актуальное внимание этому моменту, и не более того. Прежде всего, в большинстве случаев, нет абсолютно никакой необходимости в нём сидеть, хотя свободное место очень многих манит прямо-таки с неудержимой силой. Не поддавайтесь! Успеете ещё вволю насидеться на работе и дома. Не надо ни к чему прислоняться или трогать вокруг себя, включая других незнакомых пассажиров (пусть даже и весьма привлекательных) и держание за поручни (это, кстати, заодно избавит не только от всевозможной "заразы", но и позволит избежать конфликтных ситуаций с окружающими относительно вашей обременяющей их задранной / находящейся в другом неудобном положении руки). Не хотите ехать рядом с бомжем или подобными личностями - не делайте этого: встаньте подальше, перейдите в другой вагон или дождитесь следующего поезда. Когда видите людей, потенциально способных вас заразить (кашляющих, чихающих, сопливлющихся, с гигиенической повязкой на лице или просто выглядящих явно нездоро'во) - имеет смысл держаться от них на расстоянии. Если в транспорте много народа или вскоре обязательно так будет, разумно выберите и займите положение между теми гражданами, к которым, на ваш взгляд, прижиматься окажется "меньшим из зол", когда толпа вынудит вас поступить именно так. Поступите подобным образом и в других аналогичных ситуациях, убедившись, что, если подходить с умом, то и здесь всё довольно просто и эффективно. Если убрать, наконец-то, из рук смартфон и вытащить наушники (и уж, конечно, не транслировать в общественном транспорте музыку / другое с помощью средств звукоусиления), вполне можно не только ощутить всё сказанное выше намного полноценнее, но и не покалечиться, не расстаться с жизнью и исключить великое множество потенциально опасных для здоровья и психики (причём, как своей, так и окружающих) ситуаций. К сожалению, некоторые люди воспринимают поездки на общественном транспорте (да и вообще нахождение в реальности) в настолько обременительном ракурсе, что пытаются целиком оторваться от этого посредством современных информационно-коммуникационных технологий, да ещё и, чтобы уж наверняка, закрывают глаза и полностью погружаются в другой Мир. Можно ли в таких условиях понять в окружающем хоть что-то? Разумеется, нет. А вот, пританцовывая, запросто покалечиться, допустим, упав с эскалатора или рухнув на рельсы под поезд. Так ещё и ваш "навороченный" телефон может стать объектом пристально внимания преступных элементов, которым всё ваше поведение будет играть исключительно на руку. Ведь всё же очевидно. Зачем так поступать? Для меня - совершенно непонятно. Вот тогда, если исключительно самим провоцировать окружающее на что-то плохое (в том числе, публично демонстрировать пухлый кошелёк или постоянно с обеспокоенным видом ощупывать карман, словно там находится невероятная ценность) - оно однажды непременно и приключится, но исключительно по вашей вине (понуждению), а не из-за общественного транспорта, неадекватных пассажиров или ещё каких-то выдуманных напастей вокруг. А вообще, общественный транспорт - это изумительная школа жизни (даже можно смело написа'ть это большими буквами). Сейчас у нас многие люди стремятся на очень в последние годы популярные разного рода бизнес-курсы и аналогичные форумы, в том числе, так или иначе связанные с эффективными человеческими коммуникациями (к сожалению, преимущественно в контексте нетворкинга). Может быть, оно в каких-то случаях может оказаться и хорошо / полезно, но здесь вы каждый день имеете буквально уникальную возможность получить наглядные уроки того - как надо и нет поступать в определённых ситуациях, к каким последствиям это приводит, учи'тесь сглаживать конфликты и быть максимально тактичными при нарушении личного пространства других людей, смеётесь над тем, как не надо убирать проездной билет / кошелёк и, в конечном счёте, приходите к главному - выводам о том, как разумнее всего не мешать другим (в том числе, не "спекулируя" на возрасте, поле, самочувствии, детях и прочих "тягостно-проблемных" в рассматриваемых условиях индивидуальных состояниях), чтобы они, в свою очередь, не помешали жить вам. Где вы ещё такое не просто увидите / услышите, а получите возможность сразу же участвовать и непосредственно влиять на события? То-то же! И не надо смущаться кажущейся скромностью и рутинностью решаемых задач и рассматриваемых примеров - всё совсем не так просто, как кажется, и вы в этом очень скоро убедитесь, если начнёте / продолжите пользоваться общественным транспортом с соответствующим пониманием и настроем. Наконец, заметьте, я ни в коем случае не агитирую вас за то, чтобы обязательно пересаживаться на общественный транспорт - разумеется, в жизни бывает множество ситуаций, когда он оказывается действительно неудобным или вообще не приемлемым, и тогда волей-неволей мы обращаем внимание на доступные альтернативы. Я всего лишь, с чего, собственно, и начинал настоящую статью, хочу, чтобы вы попытались избавиться от неуместных, а, в ряде случаев, ошибочных стереотипов в рассматриваемой области (если таковые, конечно, имеют место), и взглянули на неё более объективно, правильно, адекватно и с конструктивным настроем. Впрочем, точно так же, как и на всё остальное в нашем замечательном Мире, который нас неизменно окружает в своих самых разных проявлениях. Общественный транспорт - это интересно, позитивно, спортивно, социально, экономично и разумно!
август, октябрь - ноябрь 2018 Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 218110400015 |