Статья "Гаджеты с ребёнком в школе"

/ доступные ссылки выделены жирным шрифтом /

Я сейчас нахожусь в Республике Алтай, а в начале этого месяца, в том числе, выступал в Управлении образования Можайска с авторской презентацией на тему настоящей статьи, созданной мной специально под это событие, чем вызвал неожиданно повышенный интерес коллег и родителей учащихся, как будто речь шла вовсе не о каких-то совершенно очевидных для всех вещах, а неких уникальных откровениях. В связи с чем, поразмыслив, я решил немного шире раскрыть такую актуальную тему в формате статьи, которую представляю вашему вниманию ниже.

Гольцов Кирилл Вячеславович www.golcov.ru Можайск Бородинское поле памятник Мёртвым Великой армииПоскольку всё, связанное с этой презентацией, так или иначе, появилось благодаря Можайску, полагаю, будет вполне справедливо проиллюстрировать её фотографией справа, сделанной моей женой и младшим сыном Никитой, где я запечатлён 2 сентября на фоне французского памятника "Мёртвым Великой армии", после посещения генеральной репетиции в честь 205-летия Бородинской битвы на одноимённом поле. На снимке, кроме того, присутствует (слева направо) мой старший сын Миша, ведущий программы исторической реконструкции Бородинской битвы и Глава городского поселения Можайск. Примечательно, что в последний раз я был здесь, наблюдая что-то аналогичное, около 30 лет назад, когда, в составе небольшой группы школьников, жил несколько дней в палатке прямо на краю Бородинского поля, ел приготовленную на костре пищу и с беззаботным интересом бродил по окрестностям.

Итак, что же такое гаджеты? Это маленькие, но иногда очень (даже слишком) умные / функциональные устройства для удобства жизнедеятельности. Видите, как мило и многообещающе звучит? Впрочем, так оно и есть, если думать головой и ничем не злоупотреблять, к чему, как мне кажется, всё-таки весьма склонны некоторые люди. Применительно к настоящей статье, под гаджетом мы будем подразумевать, прежде всего, смартфон, а уже потом – «планшетные» компьютеры, игровые консоли, плеер и, разумеется, наушники. Собственно, прочно устоявшаяся в социуме «связка» первого и последнего, даёт, как показывает практика, прямо-таки «убийственный» эффект, об уместной части которого мы поговорим в рамках настоящего текста.

Прежде всего, давайте поймём – почему все эти гаджеты вообще оказываются у нашего ребёнка? Ну, разумеется, отдавая дань времени, по привычке (ни для кого не секрет, что многие взрослые так и норовят, чтобы малыш "не мешался под ногами", с самого раннего детства и при любом случае поскорее сунуть ему в руки "планшет", игровую консоль или сотовый телефон) и по аналогии с самими собой. Да и чадо, глядя на взрослых, вполне предсказуемо, очень хочет стать обладателем «навороченного» гаджета, в который можно не просто играть и ощущать себя, как минимум, наравне с одноклассниками, а даже самоутвердиться и почувствовать превосходство (очень грустно, когда что-то подобное достижимо исключительно таким образом). Многим не только детям, но и взрослым кажется, что один реальный Мир – хорошо, а совместить его с виртуальной реальностью (самые распространённые случаи – «покемоноподобные» развлечения и прослушивание музыки через наушники везде и всюду) – получится ещё лучше. Кстати, один из основных аргументов здесь у родителей – желание, чтобы в наш «век высоких технологий» ребёнок планомерно повышал уровень своей информационной культуры, в том числе, через гаджеты. Кроме того, все мы неизменно беспокоимся о близких людях, и хотим, чтобы, в случае чего, чадо всегда было на связи (безопасность). Да и просто весьма желательно иметь возможность взаимоудобно связаться по произвольному вопросу в любой момент времени (коммуникация).

Теперь, когда мы выяснили "откуда растут ноги", уместно упомянуть и о главных проблемах гаджетов в детских руках. И начать, конечно, с того, что, к огромному сожалению, современный ребёнок гораздо чаще смотрит на экран своего смартфона и / или игровой консоли, чем на лица людей. Это очень грустно. Помню, однажды я ехал в московском метрополитене и на каком-то перегоне в составе ненадолго отключили свет, представив моему взору весьма тягостную, даже мистическую, картину. Представьте себе темноту с вкраплениями бледно-белых рассеянных свечений, над которыми словно нависают части кажущихся мертвенно-бледными, потусторонними, не живыми детей и взрослых. Вполне возможно, именно в этот момент, я наиболее отчётливо увидел суть проблемы и последствия гаджетной зависимости. Собственно, в этом и нет абсолютно ничего удивительного – ведь производители разнообразного программного обеспечения делают буквально всё, чтобы люди проводили, как можно больше времени в их творениях, с чем, приходится с сожалением признать, справляются очень даже неплохо, и реальный Мир (со множеством его вечных обременительных проблем и забот) начинает привлекать всё меньше. Более того, гаджеты уже вовсю управляют нашими действиями в реальности – начиная с прямо-таки необходимости делать селфи (между прочим, многие по этому "весомейшему" поводу подвергают свою жизнь большому риску), чтобы максимально солидно и интересно облагородить свой аккаунт в социальных сетях, и заканчивая ловлей разного рода сказочных зверушек по городу. И всё это – как сами гаджеты, так и вариативные сервисы программного обеспечения, заставляют людей строить свою жизнь, расставлять приоритеты и тратить время на то, что нужно третьим лицам, но не им самим. Заметьте - никакого принуждения: многие делают это добровольно, да ещё и с большой охотой!

Приобретая ребёнку очень дорого’й гаджет, вы совершенно неоправданно тратите большие деньги на бессмыслицу, чаще всего, лишая себя этим возможности пустить их в дело на гораздо более нужные / актуальные для чада цели (например, полноценный отдых на море, хорошую одежду или разнообразные секции). Более того, уже завтра эта дорогая игрушка может быть украдена, разбита или ещё каким-либо образом испортиться, вызвав эмоциональный срыв у всех, но, что ещё хуже, именно из-за такого «продвинутого» гаджета злоумышленники могут даже напасть и покалечить ребёнка. Думаете, последнее уж совершенно исключено на территории школы и на подходах к ней? Нет, вы ошибаетесь. И это ещё не всё - при этом, заодно портится зрение (те же разводы от пальцев на дисплеях и треснутые экраны, сквозь "сеточку" которых, щурясь, многие пытаются хоть что-то рассмотреть и даже читать, не имея денег, чтобы купить новый солидный смартфон и неизменно считая ниже своего достоинства приобрести что-нибудь "простенькое"), с трудом возвращаясь к реальности и подвергая свою жизнь серьёзной опасности, когда человек не замечает ничего вокруг. А на фоне того, что практически все люди подвержены сегодня этой гаджетной зависимости, даже самостоятельно заметить серьёзную проблему весьма непросто - это, к сожалению, становится практически нормой жизни или, правильнее сказать, виртуального существования.

Что же происходит со всем этим в классе? Предсказуемо, абсолютно ничего хорошего. Ребёнок не может оторваться от гаджета (и винить здесь надо исключительно родителей, которые, по большей части, подают здесь весьма заразительный собственный пример), отвлекая себя и окружающих (ведь играть одному не так интересно, как с товарищами) от образовательного процесса – фактически совершенно бессмысленно проводя время в стенах школы (отыскав себе совершенно другое занятие), да ещё и мешая другим. Неустойчивая детская психика даёт сбои, к чему присовокупляется утомлённость и прочие сопутствующие факторы, что частенько выливается в острые конфликты с одноклассниками и преподавателем, ребёнок становится агрессивным и замыкается в себе. Только теперь его классическим «выдуманным другом» становится не образ из фантазии, а кажущийся столь привлекательным и почти настоящим виртуальный Мир. Хотя, и здесь учащиеся нашли нишу, где можно эффективно (на их взгляд) кооперировать гаджет и урок в школе – использование «электронного друга» в формате современной универсальной шпаргалки. Однако, и от этого эффективность гаджета в образовательном и воспитательном процессе предсказуемо вызывает огромные сомнения.

Что в силах сделать в рассматриваемой ситуации педагог? К сожалению, немногое. Конечно, он может бесконечно делать замечания или вызывать в школу родителей «шалунов», пытаться устанавливать регламент применения гаджетов на уроке (только кто его будет соблюдать?) или идти на крайние меры – отбирать устройства (однако, чаще всего, связываться с гаджетами и ответственностью за них кто-то будет навряд ли). Но все эти порывы, как показывает практика, очень быстро исчерпываются, и педагог начинает просто не обращать внимания, в конце концов решив, что это вовсе не его проблемы. И ситуация продолжает "преспокойно" разбухать.

Было бы неправильно говорить о том, что все школьные проблемы с гаджетами в детских руках заканчиваются в рамках класса. Нет, на перемене, в коридоре, на лестнице, в столовой, в раздевалке и в туалете ребёнка с гаджетом подстерегает никак не меньше опасностей, а, пожалуй, всё может обернуться ещё более трагично на фоне плохой ориентации в окружающем пространстве и традиционным интенсивным хаотличным движением учащихся. Кстати, преимущественно именно в таких местах и приключается что-то нехорошее, как с чадом, так и с его «электронным другом». А ведь всё начинается с малого – запутавшиеся / выдернутые наушники и зажатый в ладони смартфон, который так и норовит выскользнуть из пальцев ребёнка. То же самое можно смело сказать и об актовом / физкультурном зале и кабинете труда / технологии, где дети пребывают со всё теми же гаджетами. Иными словами, речь идёт о том, что гаджет представляет различные типы опасности во всём здании школы.

А как же территория вокруг учебного заведения? Действительно - до школы надо как-то добраться (количество детей, которых привозят на машинах, особенно начиная со средней школы, по понятным причинам, невелико), весьма часто минуя проезжие части, и тут всё складывается с гаджетами точно также непросто, а, поро’й, и весьма трагично (не зря в некоторых странах уже начали всерьёз задумываться о введении соответствующих правил по использованию даже не пешеходных переходах плеера с наушниками). Не говоря уже о выездных занятиях – в те же театры и музеи. Здесь сопровождающим взрослым нужен только глаз да глаз за постоянно теряющими ориентацию в реальности детками! Помните об этом, и не упрощайте / минимизируйте проблематику гаджетов в детских руках, а смотрите смело на этого гигантского монстра, сжирающего силы, здоровье, интересы и будущее вашего чада буквально везде, и самоотверженно вступайте с ним в схватку, заодно помогая в том же самом отношении и себе.

В связи со всем сказанным, назревает «извечный русский вопрос» - что же конкретно нужно делать? Неужели ситуация настолько запущена, что переломить её практически невозможно? Нет, всё в наших силах, а решения, в общем-то, весьма просты. Только при их реализации, старайтесь неизменно ориентироваться именно на особенности вашего ребёнка – тогда всё обязательно будет в порядке. А начать, пожалуй, сто'ит с собственного яркого примера и планомерной работы (но не навязчивой, а максимально тактичной и аккуратной) по простому, внятному, на конкретных ситуациях (в рассматриваемом ракурсе, хорошо, что их без труда сейчас можно отыскать буквально на каждом шагу) донесению до ребёнка всей опасности гаджетов для его здоровья и будущего. Параллельно остановите свой выбор на простом (советую обратить внимание на чёрно-белые контрастные экраны с большими цифрами / буквами и комфортные для детской ладошки габариты гаджета), но необычном / стильном сотовом телефоне (не смартфоне), желательно противоударном и водонепроницаемом. Простоту гаджета, если ребёнок испытывает на этом фоне какие-то комплексы относительно остальных детей, очень легко восполнить в других областях – в хорошей одежде / обуви, с помощью замечательных наручных часов и / или необыкновенной / солидной ручки, другими элементами, аксессуарами (теми же беспроводными наушниками, если без них ну совсем уж никак не получается обходиться) и способами. Здесь важно исходить из конкретных особенностей / окружения вашего чада и, разумеется, уметь наладить с ним доверительный конструктивный диалог.

Прививайте ребёнку искренний интерес к окружающему Миру во всём его изумительном визуальном и аудио-многообразии. Увлекайте интересными секциями, походами, спортом, театрами и музеями, книгами и разнообразными полезными хобби. Больше им занимайтесь и это обязательно окупится сторицей (да и сами, несомненно, многое почерпнёте и расширите свой кругозор)! Пусть, на фоне всего этого, гаджет вполне естественно станет всего лишь аксессуаром, достойным минимального вынужденного внимания по конкретным необходимостям и не более того. Причём, очень важно, чтобы ребёнок (да и многим взрослым не помешает что-то подобное) дошёл до этого не «из-под палки», а именно сам с вашей всесторонней тактичной, но планомерной помощью.

Как дополнительное подспорье в контроле и распределении возможностей использования различных функций смартфона ребёнком, можно рассмотреть соответствующие функции программного обеспечения – например, на базе Microsoft Windows 10. И обязательно имейте доступ к личному кабинету абонента сотовой связи – часто бывает очень нелишним заглянуть – достаточно ли у него денег на балансе на экстренные случае, кому ребёнок пишет / звонит и сколько трафика "накачал" в Интернете. Кстати, тут же можно воспользоваться и возможностью отслеживать местонахождения чада по сигналу мобильного телефона.

Разумеется, учебное заведение тоже со своей стороны должно не оставаться безучастным к теме гаджетов у детей. Конечно, установку в школе разного рода устройств, глушащих сотовый сигнал, равно, как и требование по выключению смартфонов – на мой взгляд, уж слишком радикальные и, откровенно говоря, спорные меры, к которым прибегать не сто’ит. Ведь играть с гаджетом можно и без доступа в Интернет, а вот свою главную функцию по связи с близкими – телефон выполнять перестанет. Мало ли что может случиться? Некоторые учебные заведения весьма, на мой взгляд, разумно интегрируют возможности смартфонов в основной и дополнительные / проектные образовательные процессы. Если это происходит в разумных рамках, то, наверное, можно назвать вполне оправданной синерги’ей. Да мало ли чего полезного можно напридумывать, если задаться целью, и в это теме тоже? Поэтому на рассматриваемый актуальный вопрос имеет смысл «навалиться» родителям и учебному заведению исключительно совместно – находить какие-то компромиссы, выработать определённые решения и планомерно воплощать их в жизнь каждый со своей стороны для общего большого дела.

Из всего сказанного выше, вполне очевидно следует, что пока вся семья, начиная с вас самих, не перестроится на минимизацию использования без действительной необходимости разных гаджетов, по большому счёту, толка от всего, сказанного выше, будет маловато. Да, да, повторюсь – исключительно на личном примере и здесь можно подвигнуть ребёнка к конкретным действиям, а заодно и самому попытаться избавиться от этой опасной зависимости, чтобы окружающий Мир, наконец-то, открылся вам всеми самыми яркими красками, томительно маня' невероятной неисследованностью и многообразием. И не забывайте о самом дорогом, что есть у вас и ваших детей – времени, которое уже никогда не вернуть. Тем обиднее, что сегодня его столько уходит на какие-то совершенно бессмысленные гаджеты (а ведь столько интереснейших, наиважнейших и судьбоносных дел остаётся в стороне), пусть они и открывают пленительный виртуальный Мир. Что же для вас приоритетнее?

Наконец, как во многих важнейших областях жизнедеятельности социума - например, управление временем, у нас ещё только формируются основы соответствующей культуры, так и в рассматриваемой теме можно смело говорить о необходимости создания и привития культуры пользования гаджетами. Отдельные элементы этого присутствуют достаточно давно, но носят, скорее, меры принуждения (например, запрет на использование сотовых телефонов в конкретном месте или "глушилки" GSM и Wi-Fi), на что, к сожалению, и приходится опираться, если некоторые очевидные вещи совершенно ускользают от людей, впадших в гаджетную зависимость (если это не про вас, то несколько дней, проведённые без смартфона и доступа в Интернет, должны пролететь легко, беззаботно и замечательно - вместо множества слов, проведите такой простой эксперимент, и полу'чите вполне объективный ответ) и позволяющих этим устройствам управлять не только своим поведением, но и жизнью. И возможность воплотить это актуальнейшее начинание в жизнь есть у каждого из нас.

Пусть все гаджеты вашего ребёнка станут для его / вашей семьи / страны и Мира исключительно созидательным инструментом только лучшего реального будущего!

 

Гольцов Кирилл

г. Москва и область, г. Можайск, г. Барнаул, с. Майма, г. Новосибирск

август - сентябрь 2017

 

Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 217090600681

 

главная страница | навигатор | работы и проекты | актуальные события | эффективное сотрудничество | обновления
обо мне | фотографии | видеоматериалы | авторские снимки | увлечения | интересные факты | контактная информация