Статья "Гаджеты с ребёнком в школе"

/ доступные ссылки выделены жирным шрифтом /

Я сейчас нахожусь в Республике Алтай, а в начале этого месяца, в том числе, выступал в Управлении образования Можайска с авторской презентацией на тему настоящей статьи, созданной мной специально под это событие, чем вызвал неожиданно повышенный интерес коллег и родителей учащихся, как будто речь шла вовсе не о каких-то совершенно очевидных для всех вещах, а неких уникальных откровениях. В связи с чем, поразмыслив, я решил немного шире раскрыть такую актуальную тему в формате статьи, которую представляю вашему вниманию ниже.

Гольцов Кирилл Вячеславович www.golcov.ru официальный сайт тайм-менеджмент проза поэзия статьи курсы лекции семинары доступная среда патриотические экскурсии походы образование проекты дистанционное обучение профессиональная ориентацияПоскольку всё, связанное с этой презентацией, так или иначе, появилось благодаря Можайску, полагаю, будет вполне справедливо проиллюстрировать её фотографией справа, сделанной моей женой и младшим сыном Никитой, где я запечатлён 2 сентября на фоне французского памятника "Мёртвым Великой армии", после посещения генеральной репетиции в честь 205-летия Бородинской битвы на одноимённом поле. На снимке, кроме того, присутствует (слева направо) мой старший сын Миша, ведущий программы исторической реконструкции Бородинской битвы и Глава городского поселения Можайск. Примечательно, что в последний раз я был здесь, наблюдая что-то аналогичное, около 30 лет назад, когда, в составе небольшой группы школьников, жил несколько дней в палатке прямо на краю Бородинского поля, ел приготовленную на костре пищу и с беззаботным интересом бродил по окрестностям.

Итак, давайте сначала определимся - что же такое гаджеты? Это маленькие, но иногда очень (даже слишком) умные / функциональные устройства для удобства жизнедеятельности. Видите, как мило и многообещающе звучит? Впрочем, так оно и есть, если думать головой и ничем не злоупотреблять, к чему, как мне кажется, всё-таки весьма склонны некоторые люди. Применительно к настоящей статье, под гаджетом мы будем подразумевать, прежде всего, смартфоны, а уже потом – "планшетные" компьютеры, игровые консоли, плеера и, разумеется, наушники. Собственно, прочно устоявшаяся в социуме "связка" первого и последнего, даёт, как показывает практика, прямо-таки "убийственный" эффект, об уместной части которого мы поговорим в рамках настоящего текста.

Теперь предлагаю разобраться – каким образом вообще все эти гаджеты оказываются вдруг у нашего ребёнка? Ну, разумеется, их дают / покупают ему взрослые (чаще всего, мама / папа или дедушка / бабушка) - отдавая дань времени, по привычке (ни для кого не секрет, что многие взрослые так и норовят, чтобы малыш "не мешался под ногами", с самого раннего детства и при любом случае поскорее сунуть ему в руки "планшет", игровую консоль или сотовый телефон), чтобы "не отставал от других - осваивал современную технику" и по аналогии с самими собой. Да и чадо, глядя на взрослых, вполне предсказуемо, очень хочет поскорее стать обладателем "навороченного" гаджета, в который можно не просто играть и ощущать себя, как минимум, наравне с одноклассниками, а даже самоутвердиться и почувствовать превосходство (очень грустно, когда что-то подобное достижимо исключительно таким образом). Многим не только детям, но и взрослым кажется, что один реальный Мир – хорошо, а совместить его с виртуальной реальностью (самые распространённые случаи – "покемоноподобные" развлечения и прослушивание музыки через наушники везде и всюду) – получится ещё лучше. Кстати, один из основных аргументов здесь у родителей – желание, чтобы в наш "век высоких технологий" ребёнок планомерно повышал уровень своей информационной культуры, в том числе, посредством гаджетов (в игровой форме). Кроме того, все мы неизменно беспокоимся о близких людях, и хотим, чтобы, в случае чего, чадо всегда было на связи (безопасность). Да и просто весьма желательно иметь возможность взаимоудобно связаться по произвольному вопросу в любой момент времени (эффективная коммуникация).

Теперь, когда мы выяснили "откуда растут ноги", уместно упомянуть и о главных проблемах гаджетов в детских руках. И начать, конечно, с того, что, к огромному сожалению, современный ребёнок гораздо чаще смотрит на экран своего смартфона и / или игровой консоли, чем на лица людей. Это очень грустно. Помню, однажды я ехал в московском метрополитене и на каком-то перегоне в составе ненадолго отключили свет, представив моему взору весьма тягостную, даже мистическую, картину. Представьте себе темноту с вкраплениями бледно-белых рассеянных свечений, над которыми словно нависают части кажущихся мертвенно-бледными, потусторонними, не живыми детей и взрослых. Вполне возможно, именно в этот момент, я наиболее отчётливо увидел суть проблемы и последствия гаджетной зависимости. Собственно, в этом и нет абсолютно ничего удивительного – ведь производители разнообразного программного обеспечения делают буквально всё, чтобы люди проводили, как можно больше времени в их творениях, с чем, приходится с сожалением признать, справляются очень даже неплохо, и реальный Мир (со множеством его вечных обременительных проблем и забот) начинает привлекать всё меньше. Более того, гаджеты уже вовсю управляют нашими действиями в реальности – начиная с прямо-таки необходимости делать селфи (между прочим, многие по этому "весомейшему" поводу подвергают свою жизнь неоправданно большому риску), чтобы максимально солидно и интересно облагородить свой аккаунт в социальных сетях, и заканчивая ловлей разного рода сказочных зверушек по городу. И всё это – как сами гаджеты, так и вариативные сервисы программного обеспечения, заставляют людей строить свою жизнь, расставлять приоритеты и тратить время на то, что нужно третьим лицам, но не им самим. Заметьте - никакого принуждения: многие делают это добровольно, да ещё и с большой охотой!

Приобретая ребёнку очень дорого’й гаджет, вы совершенно неоправданно тратите большие деньги на бессмыслицу, чаще всего, лишая себя этим возможности пустить их в дело на гораздо более нужные / актуальные для чада цели (например, полноценный отдых на море, хорошую одежду или разнообразные секции). Более того, уже завтра эта дорогая игрушка может быть украдена, разбита или ещё каким-либо образом испортиться, вызвав эмоциональный срыв у всех, но, что ещё хуже, именно из-за такого "продвинутого" гаджета злоумышленники могут даже напасть и покалечить ребёнка. Думаете, последнее уж совершенно исключено на территории школы и на подходах к ней? Нет, вы ошибаетесь. И это ещё не всё - заодно портится зрение (те же разводы от пальцев на дисплеях и треснутые экраны, сквозь "сеточку" которых, щурясь, многие пытаются хоть что-то рассмотреть и даже читать, не имея денег, чтобы купить новый солидный смартфон и неизменно считая ниже своего достоинства приобрести что-нибудь "простенькое"), с трудом возвращаясь к реальности и подвергая свою жизнь серьёзной опасности, когда человек не замечает ничего вокруг. А на фоне того, что практически все люди подвержены сегодня этой гаджетной зависимости, даже самостоятельно заметить серьёзную проблему весьма непросто (если такой вопрос даже не поднимается) - это, к сожалению, становится практически нормой жизни или, правильнее сказать, виртуального существования.

Что же происходит со всем этим в классе обыкновенной школы (а группы детского садика уже вовсю "подтягиваются")? Предсказуемо, абсолютно ничего хорошего. Ребёнок не может оторваться от гаджета (и винить здесь надо исключительно родителей, которые, по большей части, подают здесь весьма заразительный собственный пример), отвлекая себя и окружающих (ведь играть одному не так интересно, как с товарищами) от образовательного процесса – фактически совершенно бессмысленно проводя время в стенах школы (отыскав себе совершенно иное занятие), да ещё и мешая другим. Неустойчивая детская психика даёт сбои, к чему присовокупляется утомлённость и прочие сопутствующие факторы, что частенько выливается в острые конфликты с одноклассниками и преподавателем, ребёнок становится агрессивным (в том числе, полагаю, именно с этим связаны разного рода тематические ужасные истории, наподобие "керченского стрелка'") и замыкается в себе. Только теперь его классическим "выдуманным другом" становится не образ из фантазии, а кажущийся столь привлекательным и почти настоящим виртуальный Мир. Хотя, и здесь учащиеся нашли нишу, где можно эффективно (на их взгляд) кооперировать гаджет и урок в школе – использование электронных средств в формате современной универсальной шпаргалки. Однако, и от этого эффективность гаджета в образовательном и воспитательном процессе предсказуемо вызывает огромные сомнения.

Что в силах сделать в рассматриваемой ситуации педагог? К сожалению, немногое. Конечно, он может бесконечно делать замечания или вызывать в школу родителей "виртуальных шалунов", пытаться устанавливать регламент применения гаджетов на уроке (только кто его будет соблюдать?) или идти на крайние меры – отбирать устройства (однако, чаще всего, связываться с гаджетами и ответственностью за них кто-то будет навряд ли). Но все эти порывы, как показывает практика, очень быстро исчерпываются, и педагог начинает просто не обращать внимания, в конце концов решив, что это вовсе не его проблемы. И ситуация продолжает "преспокойненько" разбухать.

Было бы неправильно говорить о том, что все школьные проблемы с гаджетами в детских руках благополучно заканчиваются в рамках класса. Нет, на перемене, в коридоре, на лестнице, в столовой, в раздевалке и в туалете ребёнка с гаджетом подстерегает никак не меньше опасностей, а, пожалуй, всё может обернуться ещё более трагично на фоне плохой ориентации в окружающем пространстве и традиционным интенсивным хаотличным движением учащихся. Кстати, преимущественно именно в таких местах и приключается что-то нехорошее, как с чадом, так и с его "электронным другом". А ведь всё начинается с малого – запутавшиеся / выдернутые наушники и зажатый в ладони смартфон, который так и норовит выскользнуть из пальцев ребёнка (впрочем, у взрослых имеет место та же самая ситуация - одна моя знакомая на встрече умудрилась проделать это при мне целых 4 раза). То же самое можно  сказать и об актовом / физкультурном зале и кабинете труда, где дети пребывают со своими же гаджетами. Иными словами, речь идёт о том, что гаджет представляет различные типы опасности во всём здании школы.

А как же территория вокруг учебного заведения? Действительно - до школы надо как-то добраться (количество детей, которых привозят на машинах, особенно начиная со средней школы, по понятным причинам, невелико), весьма часто минуя проезжие части, и тут всё складывается с гаджетами точно также непросто, а, поро’й, и весьма трагично (не зря в некоторых странах уже начали всерьёз задумываться о введении соответствующих жёстких ограничений по использованию даже не на пешеходных переходах плеера с наушниками). Не говоря уже о выездных занятиях – в те же театры и музеи. Здесь сопровождающим взрослым нужен только "глаз да глаз" за постоянно теряющими ориентацию в реальности детками! Помните об этом, и не упрощайте / минимизируйте проблематику гаджетов в детских руках, а смотрите смело на этого гигантского монстра, сжирающего силы, здоровье, интересы и будущее вашего чада буквально везде, и самоотверженно вступайте с ним в схватку, заодно помогая в том же отношении себе.

В связи со всем сказанным, вполне предсказуемо, назревает "извечный русский вопрос" - что же конкретно нужно делать? Неужели ситуация настолько запущена, что переломить её практически невозможно? Нет, всё в наших силах, а решения, в общем-то, весьма просты. Только при их реализации, старайтесь неизменно ориентироваться именно на особенности вашего ребёнка – тогда всё обязательно будет в порядке. А начать, пожалуй, сто'ит с собственного яркого примера и планомерной работы (но не навязчивой, а максимально тактичной и аккуратной) по простому, внятному, на конкретных ситуациях (в рассматриваемом ракурсе, хорошо, что их без труда сейчас можно отыскать буквально на каждом шагу) донесению до ребёнка всей опасности гаджетов для его здоровья и будущего. Параллельно остановите свой выбор на наиболее простом (советую обратить внимание на чёрно-белые контрастные экраны с большими цифрами / буквами и комфортные для детской ладошки габариты гаджета), но необычном / стильном сотовом телефоне (не смартфоне), желательно противоударном и водонепроницаемом. Простоту гаджета, если ребёнок испытывает на этом фоне какие-то комплексы относительно остальных детей, очень легко восполнить в других областях – в хорошей одежде / обуви, с помощью замечательных наручных часов и / или необыкновенной / солидной ручки, другими элементами, аксессуарами (теми же беспроводными наушниками, если без них ну совсем уж никак не получается обходиться) и способами. Здесь ва'жно исходить из конкретных особенностей / окружения вашего чада и, разумеется, уметь наладить с ним доверительный конструктивный диалог (равно, как и по другим вопросам).

Прививайте ребёнку искренний интерес к живому окружающему Миру во всём его изумительном визуальном и звуковом многообразии. Увлекайте интересными секциями, походами, спортом, театрами и музеями, книгами и разнообразными полезными хобби. Больше им занимайтесь и это обязательно окупится сторицей (да и сами, несомненно, многое почерпнёте и расширите свой кругозор)! Пусть, на фоне всего этого, гаджет вполне естественно станет всего лишь аксессуаром, достойным минимального вынужденного внимания по конкретным необходимостям и не более того. Причём, очень ва'жно, чтобы ребёнок (да и многим взрослым не помешает что-то подобное) дошёл до этого не "из-под палки", а именно сам с вашей всесторонней тактичной, но планомерной и твёрдой помощью.

Как дополнительное подспорье в контроле и распределении использования различных функций смартфона ребёнком, можно рассмотреть соответствующие возможности программного обеспечения. И обязательно имейте / зарегистрируйте доступ к личному кабинету абонента сотовой связи – часто бывает очень нелишним заглянуть: достаточно ли у него денег на балансе на экстренные случае, кому ребёнок пишет / звонит и сколько трафика "накачал" в Интернете. Кстати, тут же можно воспользоваться и сервисом отслеживания местонахождения чада по сигналу мобильного телефона - исходя из конкретной ситуации, иногда таковым сто'ит и воспользоваться.

Разумеется, учебное заведение тоже со своей стороны должно не оставаться безучастным к теме гаджетов у детей. Конечно, установку в школе разного рода устройств, глушащих сотовый сигнал, равно, как и требование по выключению смартфонов – на мой взгляд, уж слишком радикальные и, откровенно говоря, спорные меры, к которым прибегать не нужно. Ведь играть с гаджетом можно и без доступа в Интернет, а вот свою главную функцию по связи с близкими и / или экстренными службами – телефон выполнять перестанет. Мало ли что может случиться в наше время? Некоторые учебные заведения весьма, на мой взгляд, разумно интегрируют возможности смартфонов в основной и дополнительные / проектные образовательные процессы. Если это происходит в разумных рамках, то, наверное, можно назвать вполне оправданной синерги’ей. Да мало ли чего полезного можно напридумывать, если задаться целью, и в это теме тоже? Поэтому на рассматриваемый актуальный вопрос имеет смысл "навалиться" родителям и учебному заведению исключительно совместно – находить какие-то компромиссы, выработать определённые решения и планомерно воплощать их в жизнь каждый со своей стороны для общего большого дела.

Из всего сказанного выше, вполне очевидно следует, что пока вся семья, начиная с вас самих (в первую очередь), не перестроится на минимизацию использования без действительной необходимости разных гаджетов, по большому счёту, толка от всего, сказанного выше, будет маловато. Да, да, повторюсь – исключительно на личном примере и здесь можно подвигнуть ребёнка к конкретным желаемым действиям, а заодно и самому попытаться избавиться от этой опасной зависимости, чтобы окружающий Мир, наконец-то, открылся вам всеми самыми яркими красками, томительно маня' невероятной неисследованностью и многообразием. И не забывайте о самом дорогом, что есть у вас и ваших детей – времени, которое уже никогда не вернуть. Тем обиднее, что сегодня его столько уходит на какие-то совершенно бессмысленные гаджеты (а ведь столько интереснейших, наиважнейших и судьбоносных дел остаётся в стороне), пусть они и открывают пленительный виртуальный Мир. Что же для вас приоритетнее?

Наконец, как во многих важнейших областях жизнедеятельности социума - например, управление временем, у нас ещё только формируются основы соответствующей культуры, так и в рассматриваемой теме можно смело говорить о необходимости создания и привития культуры пользования гаджетами. Отдельные элементы этого присутствуют достаточно давно, но носят, скорее, меры принуждения (например, запрет на использование сотовых телефонов в конкретном месте или "глушилки" GSM и Wi-Fi), на что, к сожалению, и приходится опираться, если некоторые очевидные вещи совершенно ускользают от людей, впадших в гаджетную зависимость (если это не про вас, то несколько дней, проведённые без смартфона и доступа в Интернет, должны пролететь легко, беззаботно и замечательно - вместо множества слов, проведите такой простой эксперимент, и, если благополучно его выдержите, полу'чите вполне объективный ответ) и позволяющих этим устройствам управлять не только своим поведением, но и жизнью. И возможность воплотить это актуальнейшее начинание в жизнь есть у каждого из нас.

Пусть все гаджеты вашего ребёнка станут для его / вашей семьи / страны и Мира исключительно созидательным инструментом только лучшего реального будущего!

 

Гольцов Кирилл

г. Москва и область, г. Барнаул, с. Майма, г. Новосибирск

август - сентябрь 2017, декабрь 2018

 

Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 217090600681

 

главная страница | навигатор | работы и проекты | актуальные события | эффективное сотрудничество | обновления
обо мне | фотографии | видеоматериалы | авторские снимки | увлечения | интересные факты | контактная информация