Статья "В моей стихии стихов" / доступные ссылки выделены жирным шрифтом / Добавив 21 ноября 2015 года на свой сайт сборник "11 тысяч стихотворений, заполняющих паузы", я невольно в очередной раз задумался о том - сколько времени (в среднем, выходит около 3 минут на один текст, а с коррекцией и обработкой для добавления в сборник - примерно 5 минут) потрачено на создание такого количества маленьких произведений. Как ни странно, остальных интересует здесь практически неизменно только одно - как можно было написать такое множество стихов, да ещё и средним объёмом в 7 четверостиший? И, наверное, объединив в голове обе эти мысли, я пришёл к выводу, что рассматриваемая тема явно нуждается в определённых пояснениях, которые вполне могут быть интересны, как тем, кто давно уже пишет, так и только пробует свои творческие силы на поэтическом поприще. Именно об этом я хочу поговорить в настоящей статье. Когда я написал своё первое стихотворение - не помню, но это явно относится к тому периоду, когда в моей домашней аудиотеке начали появляться работы певцов-эмигрантов В. Токарева, М. Шуфутинского и М. Гулько (как сейчас помню - 9 рублей за 90-минутную аудиокассету SONY, TDK или BASF и 4 рубля за сторону записи в кооперативном киоске). Собственно, мои первые тематические произведения и были посвящены ни каким-то "высоким материям", а желанию преломить в своём ви'дении именно обыгрываемые ими "ностальгические" темы. По отзывам знакомых (я в то время, кстати, пытался пробовать свои силы в игре на гитаре и аккордеоне, и, соответственно, петь под эти аккомпанементы) - получалось совсем неплохо, но, к сожалению, общие тетради с теми текстами и аудиозаписи (благо профессиональные технические средства и знания тогда позволяли мне делать это на весьма высоком уровне в домашних условиях) оказались безвозвратно утраченными, как множество моих детских рассказов и 5 или 6 романов (хорошо помню название одного из них - "Пятый океан" и даже главного героя - капитана Вьюнкова), поэтому составить сейчас более-менее объективное впечатление возможным не представляется. В какой-то момент, когда эта тема показалась мне исчерпанной, в течении длительного времени я практически не писал стихов (ну, может быть, уступив "слёзным мольбам Музы", от силы десяток-другой), пока не занялся Интернет-проектом "Лав.Апорт" (а основным моим интересом тогда было руководство сайтом РЕФЕРАТ.РУ), где решил попробовать обыграть в таком, несомненно, самом романтичном формате тему любви, и, наверное, это стало моим, так сказать, вторым рождением именно, как поэта. Постепенно мне начинало это всё больше нравиться, и, наконец, превратилось в своего рода хобби, наравне с другими форматами творческого самовыражения. В какой-то момент я поймал себя на том, что не просто могу в достаточно короткий срок сложить вполне удобоваримую рифму на актуальную сейчас тему, и подобное выходит как-то само собой, но, в процессе этого, мне гораздо легче размышлять о совершенно других вещах. Кроме того, поро'й меня охватывает желание что-то написа'ть и обязательно законченное, но в весьма ограниченных временных рамках, явно никак не укладывающихся в главу романа или даже небольшую статью. И здесь прямо-таки идеальным вариантом являются именно стихи, по аналогии с тем же мытьём посуды! Знаете, поэзия иногда весьма неплохо позволяет конкретизировать и визуализировать то, на что очень важно взглянуть сейчас именно в таком творческом ракурсе, поэтому оказывается прямо-таки незаменимой помощницей. К этим мыслям иногда очень полезно вернуться и через какое-то время, проводя аналогии, да и просто получше припоминая те восприятия / ощущения, что присутствовали внутри меня относительно неких внешних событий. Разумеется, поро'й это может весьма смахивать на графоманию, но, наверное, в контексте моего применения, стихи всё-таки - что-то другое и явно хорошее, способствующее прогрессу. Хотя, кто здесь может сказать наверняка? В любом случае, я этим занимаюсь и, учитывая названные выше причины, этот формат моего творчества представляет, если не какую-то литературную ценность, то, по крайней мере, нечто важное именно для меня. А поскольку фрагменты стихов имеют неизменную склонность теряться, я, в какой-то момент, решил объединять их в сборник, постоянно обновляемая версия которого (100-150 новых текстов ежемесячно) неизменно доступна на моём сайте. Примечательно, что частенько я вдруг испытываю желание набросать стихотворение на тему, которая, вроде бы, не имеет абсолютно никакого отношения ни ко мне, ни к актуальным событиям, да и вообще - непонятно, откуда берётся (при этом, как и с романами, я предпочитаю, как правило, говорить от собственного лица). Однако, перечитывая готовое произведение, я всё чаще подмечаю там весьма интересные и актуальные аналогии, которые, на самом деле, разумеется, способны весьма помочь именно с тем, что нужно. Некоторые собственные стихи мне могут казаться наивными и простеньки, а другие - необычайно глубокими и прекрасными, но, в каждом произведении, по сути, как очень правильно отмечают многие мои читатели (которым я неизменно очень благодарен за отзывы), содержатся более или менее внятно рифмованные мысли. Кстати, если говорить о моём подходе к такого рода творчеству, то я неизменно отдам предпочтение не красивой рифме, а сути того, что именно хочу высказать. Иными словами, лучше пусть в стихотворении будут какие-то "корявые" места, но зато очень правильно и точно выразится мысль. К сожалению, многие обращают внимание именно на внешнее написание, но никак не на суть. А последняя остаётся во многих местах не очень ясной, думаю, по весьма прозаичной причине - я пишу для себя, и, соответственно, не возникает никакой необходимости что-то дополнительно пояснять. Как говорится, чужая душа - потёмки. Но это, разумеется, создаёт местами определённый дискомфорт и недопонимание у читателей, за что я прошу у них прощения. Вообще же, как мне кажется, самое замечательное стихотворение это то, что некими аналогиями и прочими приёмами позволяет создать в душе' читающего те чувства и образы, которые испытывает и хочет донести автор. Пусть они даже будут совсем смутно уловимыми. Поверьте, у меня такое происходит очень часто, поэтому аналогичное восприятие читателями ни в коем случае не является чем-то неправильным. Чувствовать - главный принцип, а потом уже - понимать, рифмовать и всё такое прочее. С другой стороны, если исходить из необходимости запоминания текста, видимо, чёткая рифма предпочтительнее. Пожалуй, и здесь всё зависит, в том числе, от целей читателей. Вчера я вернулся из Республики Крым, где находился с первого дня возникшей там общеизвестной глобальной кризисной энергетической ситуации (блэкаут) и, в том числе, проводил курсы повышения квалификации по тайм-менеджменту в Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования. Бродя вечерами по хорошо знакомым, но непривычно тёмным симферопольским улочкам, глядя на невероятно длинные тени, отбрасываемые толпами людей (преимущественно родителей с маленькими детьми, молодёжных компаний и влюблённых парочек) от фар машин, вбирая в себя эту непростую во всех смыслах атмосферу Столицы Республики Крым в эти тревожные дни, я неожиданно провёл параллели с тем - насколько всё это похоже на то, какое место в моей жизни и восприятии занимает поэзия. И здесь темнота не говорит о чём-то плохом, а просто как бы подчёркивает серьёзность всего остального, и показывает те разноцветные небольшие проблески того формата моего творчества, о котором я говорю. Даже, может быть, в этом можно разглядеть нечто гораздо большее, чем я сам себе способен озвучить или представить, так как в отличие от того же более-менее структурированного подхода к созданию романов, в моих стихах речь скорее идёт именно об эмоциях, мимолётных всплесках чего-то, привлёкшего моё внимание и вызвавшего желание запечатлеть это в четверостишиях. Наверное, получается как-то путано и сложновато для восприятия? Пожалуй. Однако, в том числе, вот такие неоднозначные мысли, созвучные настоящей статье, вызывал у меня нынешний Симферополь, что вы можете сами увидеть на авторских фотографиях (сделаны около 7 и 9 часов вечера недалеко от гостиницы "Украина" - это Центр города, в других местах ситуация с освещением была несоизмеримо более скудной, угрожающе доходящей до полного мрака) и в коротком видеоролике (доступен для просмотра с каждого снимка), которые, так выходит, имеют уже, можно сказать, историческую ценность. Забавно, но я помню наизусть, наверное, всего-то 4 - 5 своих стихотворений исключительно из периода раннего творчества, а вот произведения других авторов (преимущественно А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова) - в несоизмеримо большем количестве. Поэтому, когда меня на литературных мероприятиях просят продекламировать что-то авторское, я испытываю вполне понятные затруднения. Кстати, средний объём всех моих стихов в 7 четверостиший объясняется тем, что, как оказалось, этого, чаще всего, бывает более, чем достаточно, чтобы развить и логически закончить некую мысль, наверное, по аналогии с теми же неизменными 15 главами в моих романах (да и не только - это число вообще оказалось замечательно-универсальным). В общем, у каждого и в рассматриваемой области подход свой - наверное, это очень правильно, если писа'ть, как в моём случае, исключительно для себя под настроение и вдохновение. Хотя, разумеется, небольшая часть моих стихов создана под те или другие поводы / события (Дни рождения, проекты, общественно-значимые мероприятия и прочее), потому, что мне просто хотелось это сделать, независимо от других факторов. И, сто'ит объективно признать, несмотря на то, что практически все подобные произведения получились достаточно красивыми и рифмованными, пожалуй, самого главного - души' и вдохновения в них, как правило, нет, и это очень остро чувствует, во всяком случае, сам автор. Наверное, самая характерная особенность моих стихов в том, что я практически никогда ничего не хочу специально донести ими читателям (поясняю специально для тех, кто так и норовит выискать здесь какой-то тайный глубокий смысл), зато неизменно стремлюсь сказать многое самому себе. Или, по меньшей мере, оставить в памяти то душевное состояние, которое я считаю важным и ценным под какое-то событие. Наверное, у каждого автора здесь есть что-то своё, но я рассматриваю свои стихи именно так, во всяком случае, в течение последней четверти ве'ка. А ещё мне в поэзии нравится то, что она как-то незаметно и само собой расползается по Свету. В отличие от тех же романов (которые я, возможно, консервативно, продолжаю рассматривать, как, прежде всего, всё-таки бумажный продукт), стихи не надо никуда посылать - они неизменно доступны на сайте, и люди не просто их читают и комментируют, а и переносят на свои страницы в Интернете. Ко мне постоянно обращаются представители различных проектов на предмет возможности использования таких текстов под какие-то цели (в чём я никогда не отказываю, но, в большинстве случаев, это всё-таки делается без спроса) - в том числе, включить в литературный сборник / журнал (кое-кто высылает и по несколько экземпляров результата). Даже несколько небольших музыкальных Подмосковных коллективов переложило что-то из моих стихов на музыку, и, по их отзывам (правда, никто, несмотря на обещания, до сих пор не выслал ни одной записи, чтобы я мог это оценить самостоятельно), из этого получилось что-то вполне удобоваримое / хорошо принимаемое. Но, конечно, самыми запоминающимися были два письма от девушки и молодого человека (никак между собой не связанными), которые тепло благодарили за то, что мои стихи очень поддержали их в самые сложные жизненные моменты (ведь как, оказывается, удивительно просто создать для кого-то такое!) - пожалуй, уже это явно стоило того, чтобы потратить на это всё то время, о котором я говорил в начале статьи. Наверное, именно всё перечисленное и должно непременно происходить с подобным форматом творчества. Вынесенная в название всех моих сборников стихов фраза "заполняющих паузы", наверное, справедлива, как в контексте другой внешней бездейственности на эти моменты, как и в плане её подмены в процессах размышления, когда одно другому только эффективно способствует. И всё-таки лично для себя я рассматриваю поэзию, как нечто гораздо менее серьёзное и значительное, чем мои статьи или романы, хотя, как по количеству, так и по объёму, выходит, что у меня её набирается несоизмеримо больше (вот такие, можно сказать, странные закономерности). Я даже планировал на некоторое время приостановить этот формат самовыражения, когда количество произведений достигло "угрожающих" 100 сотен (к сожалению, из-за обилия дел, многие тексты я даже не успеваю повторно просмотреть и отредактировать - отсюда, вполне предсказуемо, в них вполне могут встретиться досадные опечатки и неточности), но творческие порывы, как и актуальные мысли, продолжают иметь место, и, наверное, исходя из этих очевидных фактов, мне, пожалуй, будет всё-таки пока трудновато остановиться. Возможно, оно и к лучшему. Попробуйте выразить бурю своих чувств и эмоций в стихах, и вам это, как минимум, понравится и покажется уместным, а, скорее всего, может оказать ещё и большую актуальную помощь в текущих делах!
Гольцов Кирилл Москва и область, Симферополь
ноябрь 20 Copyright © Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 215110702227 |